Правда, был он “искусственный”, но это не помешало читателям “МК” самым активным образом заниматься его поисками. Дом, в котором “эмковцы” “зарыли” денежки, удалось правильно определить почти всем авторам писем: Большая Дмитровка, 22. Куда сложнее было разобраться с причинами, по которым наш клад оказался именно в этом здании. “Спрятав” редакционные сокровища в “модерновом” здании, построенном в 1905 году по проекту архитектора А.В.Иванова, мы даже не предполагали, как много может существовать причин, оправдывающих подобный поступок.
Многоэтажка оказалась просто-таки настоящей “звездой” в истории отечественного кладоискательства. На этом как раз и сосредоточили свое внимание некоторые из дотошных участников нашего конкурса, пытаясь объяснить появление “эмковских” ценностей в доме №22. Марат Токсанбаев, например, рассказал в письме, что летом 1917 года здесь открыли лаз в подземный ход, ведущий к Кремлю, и, пробираясь по нему, именно под домом №22 искатели обнаружили какие-то тяжеленные сундуки, которые так и не смогли открыть. Автор еще одного письма, Борис Емельянов, уверен, что где-то в здании до сих пор скрываются богатства, спрятанные его бывшими хозяевами, купцами Ляпиными.
Не упустили из виду наши читатели и то, что через улицу от дома №22 располагается главный дом усадьбы Голицыных: мать московского губернатора Д.В.Голицына являлась ведь прообразом графини из знаменитой “Пиковой дамы” Пушкина (вот они, искомые элементы — тайна, погоня за богатством, мистика!). Многих читателей подкупила иная логика. Ведь в доме №22 практически с самого начала его существования и вплоть до нынешнего времени находится ломбард — хранилище всяких ценностей. А в послереволюционные годы в “нашем” доме располагались газетные и журнальные редакции, среди сотрудников которых были в том числе Илья Ильф и Евгений Петров — авторы едва ли не самого знаменитого “кладоискательского” романа “12 стульев”. (Читательница Наталья Боронина привела еще и иной, “усугубляющий”, так сказать, факт: оказывается, в 1956 году за одной из батарей парового отопления на пятом этаже были найдены неопубликованные рукописи этих замечательных писателей.)
Про Ильфа, Петрова и редакции газет — это уже “горячо”. Правильный ответ буквально в шаге! И его прислали более четырех десятков наших читателей. Один из них — Евгений Шарыкин (к слову сказать, житель Твери!) — даже изложил свою версию в стихах: “...Вы место клада/ Здесь, видно, выбрали не зря!/ Все потому, что дом... Я вспомнил!/ Место рождения “МК”!!!”
Ну конечно же! После 1917 года в доме №22 по Большой Дмитровке располагался Московский комитет Российского коммунистического союза молодежи, который с 11 декабря 1919 года стал выпускать свою газету. Работники ее редакции трудились поначалу в этом же здании. Новорожденная “молодежка” называлась сначала “Юный коммунар”, потом ее переименовали в “Юношескую правду”, в “Молодой ленинец”, а с 1929 года газета носит имя “Московский комсомолец”. Вот там, “у истоков” нашего “МК”, и решено было спрятать “клад имени 85-летия лучшей газеты России”.
В минувший понедельник авторы пятнадцати лучших писем с правильными ответами, присланными на наш конкурс, были приглашены в редакцию “МК”. Для них наступил самый волнующий момент: из всех собравшихся предстояло выбрать одного счастливчика, которому достанется “клад” “Московского комсомольца”. В роли исполнителя воли капризной госпожи Фортуны выступил 1-й заместитель главного редактора Петр Спектор. Именно он вытащил из недр барабана одну из положенных туда “именных” капсул. В итоге кувшин с 85 000 рублей достался инженеру завода “Рекорд” Виктору Морозову, остальные же победители конкурса получили поощрительные призы — керамические вазы и кувшины. Как выяснилось, самого “именинника” в этот день в Москве не было: он уехал в отпуск. Однако Виктор делегировал на церемонию розыгрыша главного приза своего брата Александра. С ним и состоялся у нас разговор.
— Виктор уже много лет, буквально с детства, увлекается разгадыванием кроссвордов, старается принимать участие в конкурсах, которые время от времени объявляет та или иная газета... Получать какие-то крупные выигрыши ему ни разу не приходилось. Были, правда, несколько раз поощрительные призы — книжки. Он даже не верил, что такие крупные выигрыши возможны в реальности. Играл всегда “для души”. За подобное увлечение ему порой и от жены доставалось: не жалеет времени на поиски правильных ответов по книгам, справочникам, может часами просиживать в библиотеке... Но теперь-то она, наверное, должна будет изменить свое мнение об увлечении мужа. Правильный ответ на вопрос вашего конкурса брат знал еще за две недели до того срока, когда нужно было отправлять письмо в редакцию. Он, конечно, предполагал, что может оказаться в числе пятнадцати победителей, но вот насчет получения главного приза... В такую удачу просто невозможно поверить. Столь ощутимый материальный результат его увлечений наверняка еще более укрепит интерес Виктора к разгадыванию всяческих “ребусов”. Во всяком случае, будьте уверены: если “МК” организует еще какой-нибудь конкурс знатоков, брат наверняка примет в нем участие.
Оригинальные напольные вазы для финалистов конкурса “Московский клад” любезно предоставил спонсор акции — торговый дом “Гермис и Ко”, который является представителем сети литовских керамических заводов “HERMIO KERAMIKA”. Продукцию, выпускаемую под этой торговой маркой, отличает высочайшее качество и неповторимый стиль, и (что нас особенно радует) ее можно приобрести в Москве.