Встречи Путина с предпринимателями ждали давно. Как ждут чего-то важного, но абсолютно никому не нужного. Чего-то судьбоносного, но ничего не решающего. Этот парадокс витал в четверг вечером в кремлевском воздухе.
Гости молча ждали президента. Что-то странное творилось с Олегом Дерипаской: взгляд олигарха, словно прибитый, был обращен к поверхности стола. В зале царила атмосфера почтительного ожидания, только глава АФК “Система” Владимир Евтушенков неожиданно залился громким смехом. Не исключено, впрочем, что таким образом он выражал радость от предстоящей встречи с Путиным. И гарант не замедлил появиться, вызвав странную реакцию президента РСПП Аркадия Вольского: он принялся поспешно приглаживать правую бровь.
После короткой вступительной речи ВВП осведомился: “Кто возьмет слово?” В ответ — гробовое молчание. Взгляд г-на Дерипаски, казалось, сейчас прожжет дыру в столе. Наконец, вызвался Владимир Потанин. Он предложил ужесточить госрегулирование банковского сектора. Президент слушал. Его, как поется в песне, “добрые усталые глаза” смотрели на Потанина. ВВП вообще был похож на учителя, уже смирившегося с необходимостью растолковывать неучам по двадцать раз давно уже пройденный материал. “Вот вы говорите о госрегулировании, но как только Центробанк начинает наводить элементарный порядок, в банковском секторе возникает неоправданная реакция”, — с упреком произнес президент, очевидно, намекая на историю с Содбизнесбанком. Взгляд г-на Потанина мгновенно потускнел, но тут гарант великодушно добавил: “Вы же меня поддерживаете”, — и в глаза бизнесмена немедленно вернулся блеск. “Да, правильно”, — закивал он.
Следующим стал президент ООО “ОПОРА России” Сергей Борисов. Голос его временами начинал так явно дрожать, что я даже забеспокоилась, как бы бизнесмен не потерял сознание. Неизвестно, что взволновало г-на Борисова — присутствие главы государства или проблемы малого бизнеса. Апофеозом речи стала фраза, что малый бизнес — это “коммерческий пролетариат”. “Про коммерческий пролетариат сами придумали?” — полюбопытствовал Путин. “Нет, это...” — смутился г-н Борисов. “Ленин!” — озарило кого-то из присутствующих. Бизнесмены заулыбались, и только на лице Олега Дерипаски не дрогнул ни один мускул — он по-прежнему сверлил взглядом стол.
Тем временем г-н Абрамов, президент “ЕвразХолдинга”, решил выступить на тему воспитания молодежи: “Мы все смотрим блокбастеры и видим, насколько сильна там идеологическая составляющая”. Глядя, как Абрамов сжал кулаки и воинственно приосанился, нетрудно было поверить в абсолютную искренность его слов. “Когда я шел работать, то мечтал стать академиком, — откровенничал меж тем оратор. — И хочу, чтобы молодые люди, которые идут на работу сегодня, мечтали бы стать директорами или, к примеру... — взгляд выступающего остановился на Путине... — хотя бы Потаниными”, — осторожно закончил бизнесмен...
Встреча подходила к концу. Все главные события дня происходили за стенами Кремля. Банкротили ЮКОС, обыскивали фирму Вексельберга... Зато за столом у президента оживился г-н Дерипаска! Бросив быстрый взгляд на Путина, он принялся судорожно черкать в своем блокноте. Несколько строчек, вышедших из-под его пера, были написаны в столбик. Неужели стихи?!