Московский кинофестиваль наследил не только голливудскими звездами, неравноценным кино, но, чего не бывало, книгопроектами. Во всяком случае, два из них будут изучать не только специалисты, но и киноманы.
Издательство “НЛО” запустило новую серию “Кинотексты”. Две новинки презентовало в разгар кинофестивальной жары. Первая — “Ларс фон Триер: контрольные работы” — посвящена выдающемуся датчанину и догмоведу. Книгу о нем написал Антон Долин, который обстоятельно прошелся по жизни и творчеству режиссера. Для этого он выезжал к объекту своего интереса в Копенгаген, поскольку сам объект границы родной страны предпочитает не пересекать.
Благодаря дотошности российского журналиста мы теперь много можем узнать о Триере. Например, о том, что на идею его знаменитых манифестов вдохновил “Манифест коммунистической партии”.
— Одни ваши коллеги предписывают относиться к “Догме” серьезно. Другие призывают видеть в ней шутку. А что скажете вы?
— Я думаю, к “Догме” надо относиться абсолютно серьезно. Если вы этого не сделаете, манифест превратится в полную бессмыслицу. Это как игра: ты знакомишься с правилами, потом должен их соблюдать. Если не соблюдаешь — на кой черт играть в эту игру?
Монтаж вопросов, проходящих через исследование, провокационный, коварный, о чем автор, возможно, и не догадывается. Между вопросами о Боге и порно — небольшая дистанция, а ответы говорят о многом.
— Я не верю в Бога, но я его боюсь... Мне трудно представить себе злого духа, но легко — злого Бога. В одном том, что Бог создал этот мир, есть что-то садистское. Сотворить столько живых существ, которые могут выжить единственным образом — пожирая друг друга!
И тут же признание насчет порнофильма, продюсером которого должен был выступать: “Я — не продюсер. Идея была в другом: делать порнофильмы, продюсерами и режиссерами которых были бы женщины. Отличная была идея, но она не сработала. Таких женщин оказалось слишком сложно отыскать”.
Помимо откровений режиссера и его актеров эта книга ценна сценарием знаменитого фильма “Догвилль” с Николь Кидман в главной роли, получившего приз “Золотой Овен” в 2003 году. Причем это не монтажные листы, а подлинный сценарий. На презентации о “Догвилле” напомнил документальный фильм о съемках знаменитой ленты. Мастерский рассказ без прикрас о том, как за шесть недель в огромном ангаре, затерянном в лесах Швеции, артисты любили и ненавидели Ларса фон Триера.
Клуб на Брестской стал полигоном для другого книжного проекта издательства “НЛО” — немецкого режиссера Александра Клюге “Хроника чувств”. Классик немецкого кино почтил презентацию своим присутствием, поразив философскими откровениями как на тему “Анны Карениной”, продолжение которой он сочинил, так и современного мира.