Вчера, когда номер “МК” был уже подписан, должна была состояться долгожданная встреча президента Владимира Путина и представителей российского бизнеса. Долгожданная потому, что переносилась много раз. В итоге перед отъездом в Хатынь Президент РФ все-таки успеет встретиться с “третьим сословием”. Впервые кроме представителей РСПП в Кремль приглашены делегаты от других бизнес-сообществ: “Деловой России”, “ОПОРы”, Торгово-промышленной палаты, сразу двух банковских ассоциаций.
Попытка “размыть” обычный состав подобных мероприятий предпринята Администрацией Президента не случайно. Отношения государства и крупного бизнеса нельзя назвать идеальными. Даже если фамилию Ходорковского никто не произнесет, его тень наверняка будет витать в зале.
Впрочем, дело не только в ЮКОСе и его акционерах. Похоже, что вообще отношения государства и деловых людей проскочили некоторую точку равновесия. Крупный бизнес, очевидно, ограничивается по политическим соображениям. Мелкий и средний как находился под постоянным гнетом надзирающих чиновников, так и находится.
Более того, бизнесу в целом все время приходится приноравливаться к вечно меняющимся правилам игры. Причем сочиняют эти правила игры чиновники, которые очень часто не в состоянии даже понять, в чем заключаются интересы государства и бизнеса. Лучший пример: в Украине и Белоруссии — огромное количество высококвалифицированных программистов, которые с удовольствием бы переехали на заработки в Россию и могли бы принести здесь огромную пользу. Но из-за принятого несколько лет назад абсолютно идиотского Закона о гражданстве они лишены такой возможности. Теперь славянские программисты, если не уезжают в Европу и США, отправляются в Казахстан, который предпринял для этого все необходимые юридические действия. Так что, несмотря на все внешнее благополучие, Россия очевидно проигрывает экономическое соревнование не только развитым странам, но также Казахстану и Украине.
Сейчас, при чрезвычайно благоприятной нефтяной конъюнктуре, денег в бюджете хватает на все. Но уже есть расчеты, показывающие, что если цена барреля упадет до 22 долларов (а именно исходя из этой цены верстается бюджет будущего года), то мы рухнем.
Основная причина этих неприятных явлений вполне понятна. За последние четыре года главным человеком в стране окончательно стал чиновник. Но он, даже если имеет приличное образование, не может придать стране импульс прорыва. При нынешней конъюнктуре для России было бы возможным иметь не 7% роста ВВП в год, а 12—15 (у соседей-конкурентов — 9—12). Но ради этого в целом бизнес должен стать священной коровой для российского государства. Грубо говоря, надо не вести который год подряд разговоры в пользу бедных о недопустимости бесконечных проверок “хозяйствующих субъектов”, а просто запретить такие проверки. Вот не должны пожарные без пожара появляться в разных офисах и вымогать взятки. То же самое касается милиционеров и налоговых служб. Но по понятным причинам на такие действия чиновники никогда не пойдут. И тут связь между постовым и рядовым налоговым инспектором и министром оказывается гораздо ближе и прямее, чем даже между крупным бизнесменом и президентом.
Не менее важный вопрос заключается в том, что за последние годы престиж делового класса в стране резко упал. Чиновники, прежде всего из силовых ведомств, не скрывая критикуют всю идею приватизации 90-х. То есть выступают против политической линии, которая вполне сознательно проводилась в государстве и которая только и могла дать шанс России войти в более развитое будущее. Сейчас быть богатым и успешным в России — это почти что нонсенс. Как при этом можно строить экономику, какие стимулы можно задействовать — непонятно. И если говорить совсем честно, в таком положении вещей виноват не только бизнес, который действительно часто бывает социально безответственным, но и госаппарат. Не слышно, чтоб кто-нибудь из высокопоставленных лиц опроверг бредни высокопоставленных милиционеров, прокуроров или аудиторов Счетной палаты. А все они подогревают и без того плохое отношение к бизнесу.
То, что отношения государства и делового сообщества в целом вошли в полосу застоя, видно даже по тому, как мучительно обе стороны искали темы для разговора. Бизнесмены вполне очевидно боятся разозлить Путина серьезными разговорами о базовых отношениях власти и бизнеса. Как разозлил в свое время президента все тот же Ходорковский. В итоге, насколько известно “МК”, они будут поднимать в основном отраслевые вопросы. В свою очередь, самостоятельно поднимать принципиальные вопросы Кремль тоже вряд ли захочет. Поэтому эта встреча наверняка не будет иметь большого значения. Принципиально все останется так, как есть. Государство будет брать на себя все больше и больше распределительных функций и все хуже с ними будет справляться. И так будет продолжаться до того момента, пока очередной дефолт не прочистит нам мозги.