МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Труба не дура

Из-за неэффективной и неэкономичной деятельности, которую ведет один из крупнейших столичных коммунальных монополистов — “Мосводоканал”, москвичи платят за водоснабжение и канализацию по завышенным в несколько раз тарифам.

К такому выводу пришли эксперты региональной энергетической комиссии Москвы Татьяна Кузнецова и Юлия Лабуренко, которые три года тщательно проверяли работу водного хозяйства столицы. И не побоялись рассказать о результатах своих проверок “МК”.

Кузнецова и Лабуренко — внештатные сотрудники РЭК. Обе в своем деле профессионалы. За их плечами 40 лет непрерывной работы в сфере водоснабжения и канализации. А в 2001 году их как независимых экспертов привлекла к работе московская РЭК для проверки МГП “Мосводоканал”. С целью определить, верно ли устанавливает он свои тарифы. Эксперты проверили документы монополиста за 2001—2003 годы. Результаты — шокируют.

— У “Мосводоканала” много неоправданных эксплуатационных расходов, из-за чего его тарифы на водоснабжение и водоотведение завышены в несколько раз, — заключают эксперты. — Фактически москвичи сейчас оплачивают просчеты, неоперативность работы и недостаток квалификации сотрудников “Мосводоканала”.

Каждое свое слово эксперты берутся подтвердить с цифрами и фактами.

Долгие годы “Мосводоканал” работает бесконтрольно, получая от города и населения приличные деньги. Считается, что он их расходует, как хороший хозяин. Увы...

— Вместо дешевого, но не менее эффективного отечественного оборудования “Мосводоканал” закупает дорогостоящее импортное, которое в наших условиях работает год-два, а потом полностью выходит из строя. “Мосводоканал” просит деньги у города и преобретает новое, — свидетельствуют эксперты.

— В ходе проверки мы ужаснулись, — продолжают они. — Например, осадок, который надо просто обезводить и направить для окончательной просушки на иловые площадки, чтобы потом вывезти, “Мосводоканал” сначала обезвоживает с применением дорогого флокулянта, потом разбавляет водой, перекачивает на большое (на десятки километров!) расстояние, после чего вновь обезвоживает с применением того же дорогостоящего флокулянта, подсушивает на иловых площадках и вывозит.

Кому нужны лишние циклы на канализационной станции аэрации? Кому выгодна лишняя трата реагентов и электроэнергии? Это еще вопрос. Зато ясно другое: все это ведет к повышению тарифов, а по ним платят простые москвичи.

Примерно так же расходуются и химреагенты. По данным экспертов, их добавляют неоправданно много. Потому что технологических карт и регламентов (настольных книг каждого работяги отрасли), где четко указаны разные режимы расходования электричества и реагентов в зависимости от времени суток, года и многое другое, ни на одном предприятии “Мосводоканала” нет. В результате неправильной эксплуатации и дозировки реагентов водопроводная вода после реагентной очистки бывает хуже, чем до нее. Но и это еще не все.

На водопроводных станциях Москвы сейчас внедряется озонирование воды. Это очень хороший, но очень дорогой метод. Очищенную таким способом воду “Мосводоканал” перекачивает по старым трубам, из которых вода попадает в квартиры москвичей. Причем воду на пробу берут не из крана, а на выходе из водопроводной станции, где она, естественно, чище, чем та, что получает потребитель.

— Получается, что сейчас все расходы на озонирование неоправданны, — замечают эксперты. — Сначала надо заменить сети.

При этом новые технологии и реагенты, которые могли бы снизить себестоимость услуг (а значит, и тарифы), монополист будто не замечает. Работает по старым, затратным, неэффективным, применяемым с 1950-х годов. При сверхдостаточном финансировании у “Мосводоканала” просто нет стимула бережно относиться к оборудованию, осваивать и внедрять новые технологии.

К необоснованным платежам приводит бесконтрольный отбор проб, который производится одним инспектором, контролирующим данное предприятие (отрасль). Да и процедура отбора проб, по словам экспертов, выполняется неправильно.

— Воду надо брать специальным пробоотборником и, постоянно перемешивая, разливать по склянкам, — говорит Кузнецова — А что делает “Мосводоканал”? Черпает воду ведром и разливает в десяток лабораторных склянок. Не обращая внимания на то, что за это время многие вещества в воде успевают осесть.

— С большим трудом мы нашли в Москве всего одну независимую лабораторию, которая согласилась сделать анализ параллельных проб. Остальные, узнав о том, что мы делаем экспертную проверку “Мосводоканала”, нам отказали, — делится наболевшим Татьяна Викторовна.

Эксперты отмечают, что обслуживающий персонал водопроводных и канализационных станций работает добросовестно, однако их усилия пропадают зря из-за плохой организации труда и устаревшей технологии. Между зарплатой руководителей и зарплатой персонала, обслуживающего станции, — просто дикая пропасть. Руководители получают в несколько раз больше, чем работяги.

Впрочем, о самых разных проблемах в городском водном хозяйстве эксперты могут говорить долго. Только конкретные примеры в их отчетах занимают более 800 (!) страниц. Отважные женщины, решившиеся предать огласке проделки коммунального монстра, очень надеются, что благодаря “МК” их выводы будут услышаны городскими властями. Что меры к монополисту не заставят себя долго ждать. И что непомерно раздутые для москвичей тарифы будут снижены. Или хотя бы приостановится их дальнейший рост.


Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах