— Это было похоже на общение с Господом, — заявил пилот Майк Мелвилл сразу после удачно завершенного первого в истории полета частного космического корабля.
Один из акционеров “Майкрософт” и 63-летний авиаконструктор Барт Рутан, подготовившие первый запуск коммерческого челнока в космос на высоту 100 км от поверхности Земли, инвестировали в проект около $20 миллионов и надеялись выиграть приз икс в размере $10 миллионов, положенный первопроходцам частной космической авиации. Однако им не удалось выполнить все условия на соискание награды — в ходе полета произошли незначительные неполадки. Но Барт Рутан и его команда не унывают. Они все равно стали первыми.
Историческое событие произошло 21 июня в 6.30 утра по местному времени. Корабль SpaceShipOne взлетел с аэродрома в пустыне Мохаве в штате Калифорния и направился прямиком в космос. Как и планировалось, до высоты 15 тысяч метров над Землей космический челнок домчался на мощностях разгонного модуля под названием “Белый рыцарь”, а после того, как “рыцарь” отделился от него, челнок в течение 80 секунд включил двигатели на полную мощность и начал набирать скорость “Мак-3”, в три раза превышающую скорость звука. И в этот самый момент у SpaceShipOne начались проблемы.
— Во время разгона с внешней части сопла корабля с неприятным звуком оторвался кусок обшивки, — делится впечатлениями пилот Майк Мелвилл. — Сразу после этого челнок стал отклоняться от почти вертикального курса и заваливаться “брюхом кверху”.
В считанные секунды корабль сбился с расчетной траектории более чем на 30 километров, однако Майку удалось выровнять свой “шаттл” и довести его до отметки 100 км — общепризнанной границы космоса и конечной цели полета.
— Когда корабль наконец достиг апогея, я испытал долгожданное состояние невесомости, — рассказывает Майк.
Ради такого случая астронавт припас “торт”: он открыл припрятанную в кармане упаковку шоколадных драже, но они разлетелись по кабине, и пилоту пришлось с раскрытым ртом охотиться за летающими конфетами.
Состояние невесомости длилось не более трех минут, и как только корабль начал снижаться, те конфеты, которые пилот не успел проглотить, попадали на пол...
Посадка прошла без особых приключений, и под аплодисменты сотен ожидавших внизу зрителей SpaceShipOne плавно приземлился на шасси на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Мохаве.
— Сейчас мы проанализируем все произошедшие неполадки, — заявил сразу после посадки авиаконструктор Барт Рутан. — Следующий полет мы совершим в течение 60 дней, и у нас еще есть время, чтобы все исправить и выиграть приз.
КОММЕНТАРИЙ “МК”: У НАС ПОЯВИЛИСЬ КОНКУРЕНТЫ?
— Мы рады достижению американцев. SpaceShipOne — новый и, как показал полет, удачный аппарат, достигший суборбитальной высоты, — поделился с “МК” сотрудник пресс-службы Федерального космического агентства Константин КРЕЙДЕНКО. — К счастью, этот полет удался, потому что космос не прощает ошибок.
— С точки зрения российских специалистов, данный корабль достиг космоса, или 100 км над Землей, а это чисто символическая величина...
— Большинство наших кораблей на высоте 90 километров только сбрасывают защитный обтекатель, потому что атмосфера там не такая плотная и не может повредить космический аппарат, летящий со скоростью 8,1 км/с. Кстати, именно по этому показателю — достижению 1-й космической скорости — обычный летательный аппарат тоже отличается от космического. На высоте 100 километров воздух, хоть и сильно разреженный, все еще есть. Поэтому такое расстояние от Земли считается суборбитальной орбитой. Космические аппараты выходят на орбиту на высоте 150 километров. Там уже — космос.
— Не помешает ли успех американцев и развитие частной аэронавтики российской коммерческой программе подготовки и полетов космических туристов? Ведь у нас полет стоит около 20 миллионов долларов, а будущие конкуренты смогут предложить полет в разы дешевле...
— Абсолютно нет. Подобные полеты никоим образом не будут конкурировать с отечественной программой. Мы занимаем разные ниши. У нас — не просто полет в околокосмическое пространство. В России космических туристов, первым из которых был бизнесмен Тито, готовят как настоящих космонавтов. Они получают возможность не просто приблизиться, а быть в космосе, жить 10 дней на настоящей орбитальной станции, проводить свои собственные эксперименты... Это все равно что сравнивать “кукурузники” и аэробусы. Разные цели, разные задачи. Тем не менее хорошо бы отечественным Циолковским и Королевым не забывать о великих предках и создать аналогичный проект. Иначе ко времени, когда в России будут люди, способные заплатить за суборбитальный полет, все ниши окажутся заняты американцами, французами и китайцами.