Операцию “Оборотни с жезлами” в МВД готовили уже давно. О том, что в ГИБДД начнется глобальная чистка, “МК” предупреждал еще в феврале. А саму операцию сотрудники Главного управления собственной безопасности МВД начали готовить аж год назад. И вот теперь в сети “внутренней полиции” попалась крупная рыба. “МК” узнал подробности беспрецедентной по своему размаху акции по чистке рядов автоинспекции, прошедшей в понедельник и вторник в Москве и окрестностях.
Команда “фас” была дана позавчера ближе к обеду. Но “брожение умов” началось еще в конце прошлой недели. “Готовьтесь, — предупредили нас опера. — Понедельник будет интересным днем”. Ближе к вечеру силы ГУСБ мобилизовались, и в половине седьмого вечера началась крупномасштабная операция по изобличению гаишных “оборотней”.
* * *Приглянувшееся авто угоняли при помощи ультрасовременных средств профессиональные угонщики. Краденую машину до безопасного места сопровождали гаишники в штатском, иногда с радиостанциями. За рулем краденой машины сидел так называемый студент — ничего не подозревающий водитель. Он за 200—300 долларов перегонял тачку в подпольный цех по перебивке номеров в Подмосковье. Затем машина легально ставилась на учет в ГИБДД, “оборотни” оформляли на нее новые документы и перепродавали своим коллегам-милиционером.
Капельница для угонщикаОдновременно 30 оперативных групп начали задержания и обыски в офисах ГИБДД и в квартирах отдельных служивых. Хотя первые аресты состоялись еще на прошлой неделе. Правда, не в Москве, а в Нижнем Новгороде. В “расстрельную” команду попал бывший сотрудник ГАИ города на Волге, а ныне руководитель транспортной фирмы “НТК-2000” Александр Леньшин. В его загородном доме нашли 15 тысяч долларов наличными, 4 иномарки, числящиеся в угоне (их умудрились втиснуть в трехместный гараж), и 20 поддельных документов на машины разных марок.
Проверив фальшивые техпаспорта на машины, опера невольно ахнули. Их выписали в... 6-м отделении МРЭО Северо-Восточного округа столицы, практически обезглавленном после массовых арестов в конце прошлого года.
А 24 мая пришел черед Москвы. Опергруппа отправилась на север столицы, на станцию метро “Бабушкинская”. Именно там сотрудники ГУСБ провели контрольную закупку угнанного автомобиля “Фольксваген-Пассат”, уже четвертую по счету. До этого у “оборотней” купили два “Гольфа” и опять же “Пассат”. “Зачем понадобилось делать аж три закупки? Не были до конца уверены в успехе”, — рассказывают “МК” оперативники ГУСБ.
Хотя кое-какие шероховатости в ходе операции все же были. Сначала встречу назначили на утро, потом — на час дня. Один из посредников, главный “ключник”, житель подмосковного Пушкино Сергей Холод (у него хранились ключи от угнанных машин), накануне малость перебрал и никак не мог привести себя в порядок. Ему даже вызывали врача с капельницей. В итоге встречу в метро назначили на 18.00. На “стрелку” приехал оперативный дежурный 3-го спецбатальона ДПС капитан Александр Морозов (по графику у него как раз был выходной). “Покупатель” передал Морозову 4300 долларов. “Тебя отвезут за товаром”, — небрежно бросил капитан и “перепоручил” сотрудника ГУСБ своим подручным — членам мурманской преступной группировки Сергею Зайцеву, Олегу Курапову и Дмитрию Грабовскому. Квартет отправился на автостоянку на улице Корнейчука. Там оперативнику передали ключи, техпаспорт на “Гольф” 2000 года, угнанный зимой. На этом операция закончилась: всю троицу скрутили. Морозова взяли на станции “Медведково”, куда капитан приехал после встречи (собирался домой). Офицер умолял не снимать его.
“Все разбежались, как тараканы”Пока первая группа оперов вязала продавцов, еще одна бригада ворвалась в здание УГИБДД Москвы, где в кабинетах трех должностных лиц произвела выемку документов.
“Управление словно вымерло. Все разбежались, как тараканы”, — так описал один из сотрудников ГИБДД то, что творилось вечером в понедельник на Самотечной. Впрочем, и сами корреспонденты “МК” могли в этом убедиться. “Мы как увидели в коридоре людей с телекамерами, сразу все поняли. И домой побежали”, — делились впечатлениями работники низовых подразделений. В итоге встречать оперов было по сути некому: практически все руководители, за исключением одного заместителя начальника управления, отсутствовали на рабочих местах под различными благовидными предлогами.
Шерстили двух замов начальника управления и инспектора отдела учета автотранспорта майора Юрия Морозова, который, по оперативным данным, помогал оформлять липовые документы. Обыскать хотели и рабочий стол подчиненного Морозова Алексея Козина, но гаишник, видимо, что-то почуял и пару недель назад ушел на больничный. В понедельник оперативники лишь потоптались у его дверей. Но ближе к вечеру Козин объявился сам. “Я готов сдаться, — сказал он по телефону операм. — Но не бескорыстно”. По нашей информации, допоздна Козин вел переговоры об условиях явки с повинной, а во вторник как ни в чем не бывало появился на своем рабочем месте. Вчера перед подписанием номера к нему отправились оперативники ГУСБ.
С задержанием Морозова все вышло проще. Его брали по “схеме Тараторина” — сотрудника МУРа, также арестованного по делу “оборотней”. Майора вызвали к начальству — в кабинет замруководителя ГИБДД Москвы Островского. “Есть ли у вас машина?” — спросил майора человек в штатском. Тот пробормотал что-то невразумительное. “Тогда выверните, пожалуйста, карманы”. В карманах оказалась целая груда ключей от машин, в том числе ключ от допотопной “Нивы”, которой официально владел работник ГИБДД. А кроме того... ключи от “Тойоты-РАФ4”, также числящейся в угоне. Дальше состоялся следующий диалог:
— Откуда столько ключей?
— Друг дал покататься.
— Как друга зовут?
— Не могу ответить. Не знаю. Забыл.
Затем Морозов долго перечитывал записную книжку мобильника. Много думал. Наконец друга вычислили. Зовут Александр, живет в Пушкино.
“Что нашли-то?” — спросили мы в ходе обыска одного из оперативников на выходе из здания. “Автоматы и ящик с гранатами”, — мрачно сказал он. Впрочем, в ГУСБ и не скрывали: шансов найти улики в офисе на Самотеке мало. “Оборотень” нынче пошел сообразительный и таких явных промахов не допускает.
Куда больше сотрудникам ГУСБ повезло в 3-м батальоне спецполка ДПС УГИБДД Москвы, что на Дмитровском шоссе. Здесь обнаружили три джипа, числящихся в угоне, причем одним из них пользовался не кто-нибудь, а заместитель командира спецполка ДПС Александр Томчук. Еще шесть похищенных автомобилей нашли в гаражном комплексе в подмосковном Реутове. Здесь “отмывкой” краденных машин занимался Артем Прожевин, бывший сотрудник милиции. В его гараже нашли 6 иномарок, в том числе красную “Феррари” стоимостью в 150—200 тысяч у.е. (“Раритет, 1957 года выпуска”, — хвастались опера.) Наконец, в Пушкино обнаружился цех по перебивке номеров, которым заведовал “запойный” Холод. Кстати, профессиональный угонщик. Там же обнаружился и тот самый “друг” Морозова.
Как живут простые “оборотни”?“Мы друг друга так и называли — “оборотни”, — так шутит сквозь слезы один из задержанных сотрудников ГАИ. — Обращались: тебе, мол, как “оборотню”, машину отдаем почти задаром”. Хотя, если сравнивать компанию автоинспекторов с “оборотнями” из МУРа, нынешние явно скромнее. В этом журналисты убедились, побывав на обысках.
— А чего вы пришли? Про вас всех по телевизору все рассказали! — слегка огорошила оперативников жена одного из задержанных, когда к ней пришли с обыском. И любезно пригласила стражей порядка пройти: — У нас все равно искать нечего...
И действительно, большинство членов банды жили скромно. За исключением разве что нижегородца Леньшина, у которого при обыске описали особняк и участок общей площадью 1000 кв. метров! Весь двор “бизнесмен” обложил керамической плиткой. Майор Юрий Морозов до такого уровня роскоши не дорос. Хотя и у него квартира весьма приличная: одна ванна стоит минимум 4 тысячи долларов, а в столовой гарнитур из натурального бука! И это при том, что офицер в ГИБДД занимается всего-навсего отслеживанием и учетом техпаспортов на машины (зарплата — около 7000 рублей). Но очевидно, что на служебную деятельность у оборотней времени почти не оставалось. Оперативники смеха ради подсчитали, что другой Морозов — Александр — отдавал себя работе всего лишь... 37 секунд в сутки! Остальное время он занимался торговлей крадеными авто.
Скромно живет и заместитель руководителя 3-го спецбатальона Александр Томчук. На него зарегистрировано лишь двое “Жигулей” (7-й и 99-й модели), а также “Шевроле-Блейзер”. Правда, ему обвинение не предъявлено.
Вчера утром Александр Томчук находился на своем рабочем месте. И любезно согласился ответить на вопросы “МК”.
— Александр Павлович, говорят, вы ездили на одном из угнанных джипов, что обнаружились на территории спецбатальона ДПС...
— У нас много чего говорят и много чего пишут. Если бы я ездил на угнанном автомобиле, я бы уже давно находился в другом месте.
— Вам обвинения предъявлены?
— Никаких. Работаю как работал.
— Но какие-то претензии к вам у сотрудников собственной безопасности все-таки есть?
— Пока нет, но, поскольку на территории еще проводятся соответствующие мероприятия, какие-то вопросы, возможно, будут.
Где искать козлов отпущения?Итог грандиозной операции — девять задержанных, в том числе шестеро сотрудников милиции и двое гражданских. Нескольких человек уже отпустили под подписку о невыезде. Изъято 22 угнанных автомобиля, несколько десятков поддельных номеров (их хранил у себя Юрий Морозов — и в кабинете, и в личной машине, и дома — разве что не под подушкой). Установлено, что каждый день банда продавала по 4 угнанных машины за 20 процентов рыночной стоимости. Иномарки уходили в основном на юг (на Кавказ), в Польшу и Италию, где к таким мелочам, как “чистая” биография машины, относятся легко. Например, покупателей не смущало, что на двигателях иномарок перебиты номера двигателей, и это легко обнаружится при первой же тщательной проверке. Кстати, как раз в эти дни готовилась отправка партии из 15 краденых машин в Ингушетию (оттуда поступил заказ). Но эта сделка уже не состоится. Расплачивались за авто, между прочим, не всегда деньгами — иногда передавали в вечное пользование суперсовременные технологии по перебивке номеров на агрегатах “железных коней”.
Занятно, что покупали машины в основном свои люди — те же сотрудники ГАИ или милиции. А уже потом либо сами ездили на чужих авто, либо отправляли за пределы столицы. В том числе и на работу. Опера рассказывают, что до 30 процентов машин, ежедневно паркующихся у здания ГИБДД на Садовой-Самотечной, — угнанные. Кстати, вчера, узнав об арестах, многие владельцы “паленых” иномарок бросились добровольно сдавать свои машины.
Бригада предпочитала воровать “Фольксвагены” и “Ауди”. Да это и не удивительно. “Пассат” — безусловный лидер по угонам среди иномарок. Только за прошлый год в столице похищено 728 машин этой марки старше трех лет и 355 новых. Вторыми после “Фольксвагена” в рейтинге угонов числятся автомобили фирмы “Ауди”. Большая часть ворованных “Ауди” (до 60%) — до 2001 года выпуска. Между тем, что касается именно “Ауди-А6”, то угонщики предпочитают новые экземпляры этой модели. За 2003 год было украдено “Ауди-A6” старше трех лет 239, а новых — 443 единицы.
Между прочим, помимо обвинений в кражах и подделке документов “штатским” членам банды грозит еще и обвинение в разбойных нападениях на водителей-дальнобойщиков. Они подкарауливали шоферов на трассе, вырубали ударом по голове и угоняли фуры.
Как пояснили “МКмобилю” в ГУ ГИБДД МВД России, операция носит плановый характер, и разработка коррумпированных служивых велась без малого полтора года.
— По сути это звенья одной цепи, — делится с корреспондентом источник из ГУ ГИБДД МВД РФ. — 6-е отделение МРЭО северо-востока столицы, задержана банда “оборотней в погонах” во Ржеве... Любая операция по разоблачению нечистоплотных сотрудников в наших рядах носит затяжной характер, поскольку требуется собрать достаточное количество улик.
Однако в ГУСБ с нами шепотом поделились, что к былым задержаниям это не имеет никакого отношения, и сегодня оперативники Главного управления собственной безопасности проверяют все столичные и подмосковные МРЭО и МОТОТРЭР. Не исключено, что уже в ближайшее время полетят погоны с крупных гаишных чинов.