Во вторник министр обороны Сергей Иванов прибыл в Ташкент с официальным визитом. Вылет из Москвы был назначен на 3 часа дня, но задержался до 5. Происходил он по всем правилам конспирации, так что никто из делегации не мог объяснить, почему министр так сильно задерживается, что вообще ему совершенно несвойственно.
Позже, уже на борту самолета, Сергей Иванов провел небольшой брифинг. Министр дал понять, что он очень озабочен сложившейся ситуацией. “Гибель Кадырова — это большая потеря для нас”, — сказал он.
Увеличивать численность войск в Чечне не планируется (там их и так достаточно). О дальнейшей карьере генерала Баранова министр сказал, что, “если он изъявит желание служить, государство пойдет ему навстречу”. Так что генералу осталось только восстановить здоровье.
Что касается визита министра в Узбекистан, то он проходит в соответствии с планом взаимодействия оборонных ведомств. В ходе встреч с руководством Узбекистана обсуждались вопросы военного, военно-технического и, как сказал министр, специального сотрудничества в области антитеррористической деятельности.
Узбекистан принципиально не является членом разнообразных “целевых” организаций стран СНГ — таких, например, как Договор о коллективной безопасности, — но на двусторонней основе отношения с Россией развиваются достаточно эффективно. Мы продаем Узбекистану боеприпасы, технику ПВО, запчасти — на десятки миллионов рублей, и Ташкент платит за все это реальными деньгами, что вообще-то не характерно для наших партнеров на постсоветском пространстве.
Надо сказать, что в Узбекистане армии уделяется огромное внимание и многое делается для того, чтобы военная служба считалась престижным занятием. Солдат-срочник получает здесь зарплату 16 долларов в месяц, а офицер — от 120, притом что средняя зарплата по стране — 10 долларов, а минимальная — 5.
Вместе с министром Ивановым в Ташкент с визитом прибыл первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов. Как объяснил он сам, между ФСБ и Службой национальной безопасности Узбекистана существуют рабочие связи по линии борьбы с терроризмом. Суть в том, что, если у узбеков есть оперативная информация о “своих” террористах, которые находятся на данный момент где-то в России, мы помогаем им эту информацию реализовать. Как объяснил первый замдиректора ФСБ, цель его поездки — обсудить с узбекскими коллегами некоторые детали взаимодействия, а также “кое-что им передать” — видимо, некие данные как раз такого рода.
Остается надеяться, что они помогут предотвратить хотя бы один теракт, подобный тому, что произошел 9 мая в Грозном.