Что делать с Чечней? После гибели Ахмада Кадырова этот “вечный” вопрос обострился еще сильнее. Сегодня мы решили поискать ответ на него при помощи наших экспертов. Их мнения в чем-то схожи, а в чем-то оказались прямо противоположными.
Малик САЙДУЛЛАЕВ, бизнесмен:“ОДНА СМЕРТЬ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ”
— Не станет ли трагедия поводом для роста активности боевиков?
— Боевые действия в Чечне и до этого были достаточно активными. О боестолкновениях в Ножай-Юртовском и Веденском районах с применением авиации сообщали все СМИ. Не надо питать иллюзий, что в Чечне все в порядке. Ситуация там далека от мира. И смерть одного человека не может что-либо изменить.
— У кого есть шансы стать главой Чечни? Будете ли вы сами выдвигать свою кандидатуру?
— Для меня участие в выборах — не самый главный вопрос. Я готов участвовать в любых мероприятиях, которые помогут наладить мир в Чечне. Однако это не значит, что я непременно хочу стать президентом Чечни. Дело не в постах и званиях.
— Некоторые утверждают, что сейчас может реанимироваться идея переговоров с Масхадовым.
— Я считаю, что диалог — единственный способ найти выход из ситуации. И для того, чтобы в Чечне был мир, я готов говорить хоть с дьяволом, если это вернет на мою родину детский смех, а не слезы матерей, которые хоронят своих детей.
Алексей АРБАТОВ, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:“ЛИШНИЕ ВОЙСКА — ЛИШНИЕ МИШЕНИ”
— Главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров заявил, что подчиненные ему войска готовы в случае необходимости войти в республику. Нужно ли сейчас наращивание военной группировки в Чечне?
— Такое заявление — типичная реакция военных на любые события: “Давайте пошлем больше войск”. На самом деле это необоснованно и бесцельно. Ситуация в Чечне сейчас такова, что лишние войска будут представлять собой лишние объекты для нападения боевиков. Разве смогли бы эти лишние 20 тысяч человек предотвратить теракт 9 мая?..
В Чечне нужно делать следующее. Ввести в республике и сопредельных районах чрезвычайное положение — потому что ясно: никакой стабилизации обстановки там нет. Напротив, грядет массированное летнее наступление боевиков. Надо срочно перебросить погранвойска и закрыть все административные границы Чечни. Ввести единоначалие, при котором один, назначенный на время ЧП Президентом России и подчиняющийся только ему руководитель, управлял бы всеми военными и гражданскими структурами — вплоть до оказания помощи и восстановительных работ.
Александр ШАРАВИН, директор Института военного и политического анализа:“ВЫБОРЫ БЫЛИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫ”
— Возможно ли изменить в Чечне форму правления?
— Не только возможно, но и нужно. Я всегда был сторонником прямого президентского правления в Чечне. Любые выборы, которые там проводились, были преждевременными. Все-таки Чечня бесконечно далека от демократических выборов.
— Как на практике, технически вы видите это прямое правление?
— Путин может назначить и снять уполномоченных по тем или иным вопросам, генерал-губернатор может осуществлять представительство Кремля в Чечне.
— У Рамзана Кадырова есть собственное вооруженное формирование численностью в 1500 человек. Может ли эта “армия” выступить против России, если Рамзан не станет президентом Чечни?
— Вряд ли такое произойдет. Конечно, я признаю, что к Рамзану много претензий, но они все автоматически снимаются после теракта. Эти люди верны родине, которая у всех у нас общая — Россия. Кроме того, на мой взгляд, Рамзан понимает, что еще не готов стать президентом Чечни. Для этого ему не только возраста и опыта не хватает, но и элементарного образования.
— В случае массовых волнений нужно ли направлять дополнительный военный контингент в Чечню?
— При первых же симптомах! Я считаю неправильной политику, когда сокращают военный контингент в регионе, где, по сути, идет война. Эта ошибка не только наша, но и американцев в Ираке.
ВОЕННАЯ ЗАДАЧАЕвропарламентарий Оливье ДЮПУИ: “У чеченцев есть свои люди в спецслужбах”
Депутат Европарламента Оливье Дюпуи — скандальный сторонник мирного урегулирования конфликта в Чечне. Он осуждает терроризм, но выступает за переговоры с Масхадовым. В эксклюзивном интервью “МК” Оливье Дюпуи рассказал о своем видении трагических событий в Грозном.
— Как вы относитесь к гибели президента Чечни Ахмада Кадырова?
— Мне всегда неприятно комментировать чью-либо смерть, потому что газеты читают в том числе и родственники погибших. Смерть Кадырова была нужна многим в Чечне. Кадыров был назначен Кремлем, а народ был лишен права избрания президента. Выбранный Кремлем путь решения чеченского вопроса посредством назначения авторитарного правления президента провалился.
— Кто, на ваш взгляд, стоит за терактом?
— На данный момент я знаю, что теракт был подготовлен чеченскими сепаратистами совместно с чеченскими спецслужбами, лояльными Кадырову, где у сепаратистов есть свои люди.
— Каково будущее чеченского конфликта?
— Владимиру Путину для поддержания собственных позиций сегодня необходимо пойти на переговоры с Асланом Масхадовым — другого пути нет. Иначе ситуация полностью выйдет из-под контроля.
— Но как можно вести переговоры с террористом?..
— Что считать терроризмом? Ликвидация предателя с точки зрения сепаратистов — не теракт, а военная задача. А то, что Масхадов якобы стоял за терактами в Москве, — не доказано и вообще маловероятно. Все зашло слишком далеко, чтобы разделить борющиеся стороны на плохих и хороших. На смену войне должна прийти политика.
P.S. Выборы президента Чечни состоятся не позднее первого воскресенья сентября. Об этом заявил глава ЦИК Вешняков.