В Катаре 13 мая пройдет очередное заседание суда по делу об убийстве бывшего президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева, в совершении которого обвиняют двух российских граждан. Накануне председатель суда дал отвод одному из свидетелей защиты, а также удалил из зала одного из адвокатов подзащитных.
Этот факт “МК” попросил прокомментировать Илью ЛЕВИТОВА , руководителя пресс-службы адвокатского бюро “Егоров, Путинский, Афанасьев и Партнеры”, представители которого защищают обвиняемых:
— Почему удалили из зала российского адвоката Христофора Ивоняна?
— Дело в том, что на заседании 6 мая он предложил своему подзащитному отказаться от ответов на вопросы, как это сделал 5 мая один из них, заявив протест в связи с применявшимися пытками. В данном случае адвокат Ивонян выступал лишь в качестве переводчика между катарским адвокатом (а только ему по местным законам разрешено общаться с подзащитными) и обвиняемыми. Суд усмотрел в этом нарушение правил и удалил российского адвоката из зала.
— Это может повлиять на процесс?
— Это не трагично, но весьма показательно для всего процесса: 5 мая одному из подзащитных удалось сделать заявление о применяемых пытках и о том, что к нему не допускали адвоката перед допросами. Похоже, суд изрядно перенервничал из-за такой своей “оплошности”, следствием чего и стало удаление из зала адвоката россиян, дабы не допустить нового заявления о пытках.
Мнение экспертаКатарский процесс мы попросили также прокомментировать бывшего сотрудника Службы внешней разведки в ранге генерала. По понятным причинам наш собеседник пожелал остаться неназванным.
— Продолжается суд над нашими ребятами в Катаре. Есть ли возможность облегчить их участь?
— Суд — это суд, но за его сценой сейчас идет сложная игра: деликатные переговоры, суть которых — смягчить приговор, а в идеале вообще освободить наших.
— Может Россия в принципе применять такие методы, как это делает Израиль: устранять главарей террористов, укрывающихся в нейтральных странах?
— Я каждый день задаю себе этот вопрос. Мы не занимались ликвидацией своих врагов в других странах 50 лет — опыта нет, чтобы сделать все это без шума и пыли. А на Израиль я бы не стал оглядываться: весь мир осуждает евреев за убийство лидеров “Хамас”.
— Почему США не повлияют на Катар, ведь у них там есть рычаги влияния? Вроде как с международным терроризмом сообща боремся...
— Двойные стандарты. Все эти призывы объединиться в борьбе с терроризмом ушли в песок после 11 сентября. А ведь кем был Яндарбиев? Террористом! Я считаю, что должен появиться некий международный орган, куда вписывались бы конкретные фамилии людей, объявленных в розыск за террор и подлежащих ликвидации. Но вряд ли международное сообщество до этого дойдет. Продолжается в какой-то другой форме безумная “холодная война”. Сколько еще “Испаний” и разрушенных небоскребов нужно, чтобы цивилизованный мир наконец что-то понял...