27 сентября прошел III Московский международный фестиваль приключенческого и экстремального туризма “Грань”. Его идейным вдохновителем и одновременно председателем международного жюри был Юрий Александрович Сенкевич, который не дожил до своего третьего фестиваля ровно сутки...
Еще до рождения фестиваля Сенкевич из года в год в День всемирного туризма, 27 сентября, устраивал под открытым небом у Останкинской телебашни посиделки с известными путешественниками и спортсменами-экстремалами. Так Юрий Александрович старался познакомить общественность с этими видами туризма. Он верил, что наступит время, когда можно будет смотреть прямые видеорепортажи даже со сложных альпинистских восхождений. Позже с группой единомышленников он организовал фестиваль “Грань”.
В этом году 15 команд приняли участие в фестивале. Отчетом об экспедиции служат документальные фильмы, снимавшиеся во время восхождений, сплавов, погружений. Каких только диковин не увидели зрители!.. Вот известный альпинист Сергей Богомолов карабкается на восьмитысячную высоту в Каракоруме. А вот Евгений Гвоздев на самодельной крохотной яхте длиной всего три метра бороздит просторы океана. На “судне” этот герой совершил два кругосветных плавания, никто в мире на подобное еще не отваживался, да, наверное, вряд ли отважится. А вот братья Синельниковы — Сергей и Александр — на мотоциклах отечественного производства совершают сложнейший пробег через Африку, они мчатся по пустыням Сахаре и Калахари. А вот и иноземный представитель. Французского путешественника Жиля Элькема занесло в русское Заполярье.
По мнению директора фестиваля “Грань” Юрия Байковского, по-настоящему экстремальными и опасными стали две экспедиции. Первая — путешествие в Антарктиду под руководством Валерия Кузина. Уникальность экспедиции в том, что спортсмены исследовали места, где не ступала нога человека.
— Конечно, эти места обозначены на карте, — рассказывает Юрий, — но наши ученые имели минимальное представление о далеких северных местах. Отметки на глобусе производились только по результатам облетов на самолете.
Команда Валерия Кузина на собственной шкуре испытала жгучие морозы Антарктиды. Со снаряжением и необходимой экипировкой они несколько суток покоряли белые пятна материка, да еще умудрились совершить восхождение на пик Валерия Чкалова. Вторая команда, которую выделил Юрий Байковский, — группа, совершившая сложнейший спелеоспуск в пещеру Воронья на Кавказе. Лидеры российской спелеологии — Денис Провалов и Дмитрий Скляренко со товарищи — первыми в мире покорили “сифон” глубиной 1440 метров. Но, когда большая часть пути была пройдена, один из членов команды сорвался. Тогда члены экспедиции совершили беспрецедентную операцию — провели спасательные работы с глубины 500 метров.
* * *Профессионалы сетуют на то, что в последние годы происходит подмена понятий: экстремально-приключенческий туризм пытаются превратить в коммерческий. Частенько фирмы предлагают туры на Северный полюс. У спецов лишь улыбку вызывает организация подобных путешествий. Жаждущих экстрима расселяют в теплых палатках с несметным числом припасов. Никаким экстримом здесь и не пахнет. И после этого комфортабельного проживания за 2 тысячи долларов люди утверждают, что побывали в экстрим-поездке по Северному полюсу. А чего стоят некоторые передачи на российском ТВ! Организаторы проектов смело утверждают, что все съемки настоящие, проведенные в экстремальных условиях. Но, как утверждает Байковский, любой профессионал видит, что эти тэвэшные картинки не стоят выеденного яйца. Ведь сегодня во всем мире работают центры, где за определенную плату можно отснять и акул, и змей. Но дело в том, что съемки проходят с несметным числом страховок.
Но тем не менее экстремальный туризм перестает быть уделом избранных. Как грибы после дождя произрастают турфирмы, которые специализируются на экстриме. Заядлые путешественники платят по 20 тысяч долларов за тур на Северный полюс или 30 тысяч у.е. за подъем на горные вершины. Желающие испытать на себе все тяготы приключенческой жизни должны быть готовы к тому, что ни одна экспедиция не обходится без ситуации, когда человек балансирует на грани жизни и смерти. Золотыми правилами безопасного коммерческого экстрим-приключения поделился мастер спорта СССР и России, заслуженный тренер Юрий Байковский.
Правило номер один: вывести группу из мертвой точки — критической ситуации — может только опытный спортсмен, сильный лидер. Перед тем как отдать свои кровные в кассу турфирмы, наведите справки о тренере, который поведет вас за собой в путь-дорожку.
— В первую очередь у каждого инструктора должна быть спецкнижка, подтверждающая спортивную квалификацию. Оптимальный вариант — лидер должен быть не ниже перворазрядника. Также он должен иметь бумагу, подтверждающую тренерскую квалификацию. И еще немаловажный фактор: в каждом виде спорте существует своя федерация. Поинтересуйтесь фамилией вашего проводника и наведите справки о нем в федерации.
Правило номер два: физическая подготовка участника экспедиции. Наш профессионал утверждает, что перед экспедицией нужно тренироваться хотя бы год три раза в неделю, от часа до трех за раз. Но все же оптимальный вариант — шесть раз в неделю... Годится любой вид спорта — бег, тренажеры, лыжи.
Да, и еще питание. Экстремалы-спортсмены уверены, что сбрасывать вес, ограничивая себя в еде, неверно.
— Съел пирожное — побегай минут двадцать, бутерброд — минут тридцать. Нужно увеличивать физнагрузку, только благодаря этому жир сгорает.
Правило номер три: психологическая подготовка. Для этого в поход берут специального человека, который в критической ситуации сможет настроить группу на победу, на преодоление опасности.
Байковский поделился случаем из своей практики, когда воля одного человека спасла жизни группе спортсменов. Дело было на Памире. Группа уже преодолела половину пути, и вдруг повалил снег и ударил мороз. Команда решила переждать ночью непогоду. На рассвете они очнулись с обледенелыми руками, все снаряжение из-за заморозков вышло из строя. Вниз спускаться нельзя — не хватит железных креплений. Осталось два пути: оставаться здесь и замерзать либо идти вверх, продолжая путь. Но как? Команда несколько минут стояла в оцепенении. Это была та самая страшная для всех спортсменов мертвая точка, когда неизвестно, что делать, как выжить. Один спортсмен, он был меньше всех присутствующих ростом и не имел большого опыта в восхождениях, но именно он сказал: “Грузите все оборудование на меня — я пойду первым”. Шаг за шагом группа поползла за ним вверх. И дошли до вершины целыми и невредимыми. А Юрий до сих пор задает себе вопрос: как же так получилось, что я, более подготовленный, с большим опытом, не смог сказать этих первых слов?