Грибы — существа с норовом. Когда-то они желают расти, когда-то — “объявляют забастовку”. Как же обеспечить себя, любимого, таким капризным сезонным продуктом? Федор Порошин приноровился разводить грибы... с помощью музыки.
Дачные владения Порошина удивили корреспондентов “МК” прежде всего обилием пней. Вот именно: грядок овощных да клубничных, кустов смородиновых — раз-два и обчелся, зато едва ли не половина участка оставлена в своем природном, лесном естестве. А там, где деревья все-таки спилены, сохранились от них высокие пеньки.
— Это специально так сделано, — поясняет хозяин необычной “фазенды”. — Лес, который здесь прежде стоял, я лишь немного проредил, чтобы побольше все-таки света было, а пни оставил для опят: очень уж любит эта братия на них селиться!
Поначалу любитель-грибовод довольствовался естественным процессом произрастания грибов на своем участке. Приусадебные угодья радовали его порой весьма приятными сюрпризами: не считая всяких-разных сыроежек-опят-свинушек, подберезовики и подосиновики здесь иногда вырастали и даже аристократы-белые. Однако потом Порошину захотелось повысить “урожайность” приусадебных плантаций.
— Между прочим, на такую идею меня спровоцировала публикация в “МК”. Несколько лет назад у вас напечатали статью о цветоводе, который выращивал небывало крупные георгины под музыку. Вот я и подумал: если цветы так здорово растут под звуки разных мелодий, почему бы и грибам не последовать их примеру? Вытащил динамики, поставил на лужайке, развернул в сторону деревьев...
Несколько сезонов Порошин экспериментировал. И преуспел-таки в разработке собственной технологии “музыкальной стимуляции роста грибов”.
— Что же, круглые сутки у вас тут музыка и гремит?
— Ну, во-первых, вовсе не круглые сутки. Обычно я включаю магнитофонные записи на два-три часа утром и на пару часов вечером. Этого вполне достаточно для получения ощутимого эффекта. А по поводу громкости звучания вы заблуждаетесь... Мицелии — грибницы то есть — способны реагировать и на тихо звучащую музыку. Так что мои динамики, “обрабатывающие” участок, даже соседям никаких особых беспокойств не доставляют.
— У грибов есть какой-то излюбленный репертуар?
— Я попробовал самые разные варианты. Но при этом старался использовать лишь ту музыку, которая мне самому нравится. Теперь убедился, что наилучший результат дают мелодичные произведения. Резкий, отрывистый рок моим “подопечным” явно противопоказан. Хотя, с другой стороны, те же опята оказались большими поклонниками “Болеро” Равеля. Альбомы с записями “Битлз” подберезовикам, подосиновикам, моховикам нравятся... Боровикам я включаю какую-нибудь “журчащую” музыку — Вивальди, Моцарта...
Разработанные методы “грибной музыкотерапии” Порошин использует только на собственных приусадебных сотках. В ответ на предложение корреспондентов “МК” расширить производство и организовать где-нибудь в соседнем лесу гибоводческую ферму Федор лишь улыбнулся:
— Я этим “музыкальным ребусом” для собственного удовольствия занимаюсь и вовсе не ощущаю желания затевать какие-либо масштабные проекты.