Летний сезон — самый долгожданный для турбизнесменов. Именно в этот период тысячи россиян мечутся в поиске недорогой порядочной туркомпании с тем, чтобы доверить ей организацию отпуска. И вот она, удача! За каких-то 250 баксов менеджер гарантирует непревзойденный отдых в Египте. В мозгу пробегает предательская мыслишка: эта фирма уж точно не кинет. У них и пальма в офисе, и кофе предлагают... Упаковав чемоданы, направляются в международный аэропорт, а дальше начинается самое интересное...
“Отдых” Лебедевой Нади начался именно с “аэровокзала”. Для начала прошла информация о задержке рейса на 40 минут, полтора часа, три часа... Не прошло и 9 часов, как уставшая и проклинающая все на свете Надя поднялась по трапу самолета.
Приземлившись на земле тысячелетних пирамид и сфинксов, туристка сутки без малого разъезжала из отеля в отель Хургады, чтобы найти свободный “угол”. “И это несмотря на то, что я еще в Москве заплатила за номер в отеле “пять звезд”!” — негодует бедная дама. Но жить пришлось в трехзвездочном. Про вид из окна на морскую гладь, проживание по принципу “все включено” и многое другое пришлось забыть. “Полотенце грязное — его не меняли во все время отдыха, — жалуется Надя, — вид из окна вообще напоминал... родину”.
По возвращении в Москву несчастная туристка отправилась в турфирму, которая “на славу” поработала над ее отпуском. Менеджер показал ей договор, под которым стояла ее подпись. Впервые внимательно прочитав документ, она обнаружила, что даже название и звезды обещанного отеля отсутствуют, не говоря уже об экскурсионной программе и бесплатном дайвинге. В суд обращаться бесполезно...
* * *
Подобные случаи доминируют в странах массового туризма — Египте, Турции, Испании... В горячий летний сезон турбизнесмены не справляются с несметным числом отдыхающих. Есть и еще одна причина, по которой в сфере отдыха происходят проколы. Ситуацию комментирует генеральный директор ведущего юридического агентства Москвы Георгий МОХОВ.
— Туристический бизнес — весьма специфическая штука. Услуги предоставляют одновременно несколько служб: авиаперевозчики, работники отеля, экскурсоводы, чиновники визовых отделов... Это целый комплекс услуг. Туристическая компания их только формирует. Ни одна фирма не в состоянии контролировать всю цепочку. Поэтому невероятно высок риск невыполнения договорных обязательств.
По слова Елены Драпеко, зампреда думского Комитета по культуре и туризму, сейчас в России действует Закон о туризме редакции 1995 года. Он уже устарел, и Комитет по туризму предложил к рассмотрению новый проект закона. Но президент наложил на него вето. Как утверждает Георгий Мохов, к тому времени, как его примут, он тоже устареет, и все придется начинать с чистого листа...
А туристы между тем даже не знают, как законным путем потребовать возмещения финансового ущерба за несостоявшийся отдых. Жалобы можно разбить по трем пунктам: авиаперелет, проживание и сервис.
* * *
Задержка авиарейса сокращает часы пребывания на отдыхе за границей. Из-за этого путешественник может потерять оплаченный ужин и полдня проживания в отеле. Но беда вплотную подбирается в том случае, если рейс отменяют вовсе. Туристы не знают, что предпринять в этом случае.
— Перво-наперво, — комментирует Георгий Мохов, — необходимо на билете поставить отметку об отмене рейса и, если решили отправиться в тур самостоятельно, купить повторно билет. Но самое главное — сохранить все платежные документы.
Но не тешьте себя надеждой, что в этом случае ваши затраты будут компенсированы. Попытаться, конечно, можно — даже нужно, по крайней мере на руках имеется документальное подтверждение произошедшего. Но результат... под сомнением. Судите сами. Воздушный кодекс РФ гласит: “Любая техническая опасность рейса, даже опасность этой технической опасности позволяет авиакомпании рейс отложить или отменить”. Как видите, уйти от выплаты ущерба — элементарно.
Так что пусть рейс задерживается и на два, и на три часа — лишь бы вовсе не облапошили, как в 2000 году. Тогда 30 и 31 декабря в здании московского аэропорта сходили с ума от отчаяния сотни людей: отменили четыре рейса! Новый год бедолаги-тюменцы пожелали встретить на экзотическом Бали... Разъяренные пострадавшие из-под земли достали директора авиакомпании и заставили лично проставить на каждом билете отметки: “Рейс не состоялся из-за отсутствия транспортных средств”. Благодаря этой отметке юристы смогли разделить ответственность между турфирмой и авиакомпанией и выплатить ущерб пострадавшим.
* * *
Если вы все же с грехом пополам добрались до заветного курорта, расслабляться не стоит. Может подкачать обещанное жилье. Еще повезет, если в отеле окажутся свободные номера — места можно будет забронировать самим, но в летний сезон такая “удача” маловероятна. Тогда действуют давно испытанным способом: туристов расселяют в свободные гостиницы где-нибудь на отшибе. Есть еще один метод: сперва путешественников с распростертыми объятиями принимают в отеле, который пообещала турфирма, а по окончании отдыха, когда в кошельке не наберется и трех сребреников, попросят оплатить проживание. Турист — в недоумении: как же так, ведь он оплатил жилье через турфирму?! А в гостинице об этом слышат впервые...
— Ответственность лежит на турфирме, — рассказывает Георгий Мохов, — но только в том случае, если составлен договор, в котором прописано все до последней детали.
Бедолага Коля Дудин как-то пожаловался в суде, что ему предоставили отель не той категории, который был заявлен в путевке. Его тур стоил 2500 долларов. Добропорядочный судья признал вину организаторов поездки и понизил стоимость тура на 50 процентов (до 1250 долларов). Но ему выплатили лишь 700 баксов. Это произошло оттого, что вычли стоимость тех апартаментов, в которых он жил. Все деньги — 1250 “зеленых” — Коле отдали бы только в том случае, ели бы он не согласился на замену.
* * *
Жалобы, которые доминируют, — сервис. По юридической статистике, они имеют правовое основание в 30 процентах из ста. Все дело в том, что они основаны на эмоциях. Возмущенные туристы негодуют: что же это происходит, полотенце которые сутки не меняют, пыль столбом — не пылесосят, вид из окна на задний двор... Как правило, дальше сопения и тихого кипения дело не идет. Никому из обиженных и в голову не приходит собирать документальные подтверждения по всем жалобам. А зря!
Георгий Мохов советует:
— Если в отеле не меняли в течение всего отдыха полотенца — потребуйте справку у администрации отеля. Если гостиница расположена не в двух шагах от моря, а в двадцати двух — припасите замеры расстояния от местных властей. Если вид из вашего окна на помойку — потребуется фотография этой “экзотики”.
Без заветных бумажек обращаться в суд не имеет смысла. Возмещение морального ущерба, на которое можно претендовать, — до десяти тысяч рублей. Интересно, что эта сумма выплачивается пострадавшему только в последние два года. До этого судьи ограничивались двумя-тремя штуками “деревянных”.
Итак, чтобы ваши кровные финансы не осели на счетах турмошенников, специалисты советуют следовать следующим правилам.
Во-первых, наведите справки о туристической фирме. При условии, если компания трудится на рынке не менее пяти лет и если в Департаменте по туризму нет сведений о правонарушениях фирмы, ей можно доверять. Наличие пресловутых лицензий не гарантирует порядочности фирмы: зачастую мошенники незаконным способом добывают документы на право работы.
Во-вторых, грамотно составляйте договор. В документе должны быть прописаны все условия проживания вплоть до мелочей: количество телефонов в номере, виды из окон, число смен чистого белья и полотенец, экскурсионные маршруты, расстояние от отеля до моря. Если предоставляют условия, которые не соответствуют договору, необходимо собрать документальные подтверждения, о которых говорилось выше.