Владимира Трещалова считали бывшим беспризорником, диссидентом и приписывали ему уголовное прошлое. Этому способствовал и сам артист: выпив, он любил сочинять о себе небылицы. На самом деле Трещалов вырос в благополучной семье и ни разу в жизни не сидел на скамье подсудимых. В 30 лет он стал героем одного из первых советских вестернов “Неуловимые мстители”. Кадры его кинопроб сразу вошли в картину. В кудрявом, черноусом предводителе шайки бандитов миллионы зрителей признали секс-символ 70-х. Но после шумного успеха артист был на долгие годы отлучен от кино и зарабатывал на жизнь, делая ювелирные украшения и крутя баранку троллейбуса. О роли Сидора Лютого все эти годы он вспоминал неохотно. Как выяснил корреспондент “МК”, на то были свои веские причины.
“Владимир устроил сразу двух режиссеров”На долю Владимира Трещалова выпало сытое послевоенное детство.
— Отец у нас был командиром кремлевского полка, — рассказывает родная сестра актера Наталья Леонидовна. — В холодильнике всегда были продукты, которые брат таскал для своих голодных друзей. Недалеко от нашего дома на Первой Мещанской улице военнопленные немцы строили дом. Нередко брат с приятелями обменивали у них хлеб на перочинные ножички.
Школу Трещалов закончил в Китае, куда на несколько лет, после смерти Сталина, в 53-м году, отправили работать его отца. Сделать из Владимира потомственного военного родне не удалось. Учеба в Саратовском военном училище показалась выпускнику престижной пекинской школы скучной. Домой полетели письма, полные мольбы избавить его от муштры.
— Тогда непросто было уйти из военного училища, — продолжает Наталья Леонидовна. — Отец сказал брату: “Хорошо, из училища ты уйдешь, но ты пойдешь служить в армию”. Срочную Владимир проходил в Харькове в обычной воинской части. Артистическая карьера Владимира началась после армии, в школе-студии МХАТ.
В биографических справочниках описывается, как однажды Трещалов ехал на трамвае №25 и на конечной остановке “Площадь Пушкина” его заметила режиссер Джанет Тамбиева. Она вместе с Захаром Аграненко готовила к съемкам фильм “Битва в пути”.
Сестра Трещалова, смеясь, объясняет:
— Это только отчасти соответствует действительности. Джанет приметила Владимира на одном из экзаменов в школе-студии МХАТ. Она объезжала все театральные вузы: на одну из ролей им требовался молодой актер.
Красавец-студент быстро прошел кинопробы. Причем он устроил сразу двух режиссеров: после того как в октябре 60-го умер Аграненко, фильм доснимал Владимир Басов, который заменил половину съемочной группы. Трещалов в картине остался, а вот из школы-студии его попросили... На занятиях он почти не появлялся.
В 62-м году судьба преподносит Трещалову двойной подарок: выходит фильм с его участием “Увольнение на берег”, и, будучи студентом ГИТИСа, он знакомится с Майей Кохановой.
— Свадьба была потрясающая, — вспоминает Наталья Леонидовна. — Потом еще долго в загсе висели свадебные фотографии Майи и Владимира как образец одной из самых красивых пар. У Майи был прекрасный голос, и вскоре ни один праздничный концерт в Колонном зале не обходился без нее и Кобзона. А брат выступал в этих концертах в качестве конферансье.
“Со съемок фильма мы приехали c лобковыми вшами”
В том же памятном 62-м году Трещалова пригласили на главную роль в фильме “Штрафной удар”. Съемки картины должны были проходить в Алма-Ате на строящемся высокогорном катке “Медео”.
— Тряслись в поезде трое суток, — рассказывает известный артист Игорь Пушкарев. — Суточные, выданные на три дня, закончились в первый же день. Тут Володя Высоцкий и предложил пройтись по вагонам с гитарой и шапкой. Гримерша приклеила нам усы... В коридоре мы сразу же затянули: “Я родственник Левы Толстого, его незаконнорожденный внук. Подайте, кто сколько может, из ваших мозолистых рук...” Нас тут же затянули в купе, посадили за стол... Дальше соседнего вагона мы не продвинулись.
Съемки продолжались так же весело, как начались. Сухое вино лилось рекой, около съемочной группы хороводом кружились молодые женщины. Трещалов, как самый видный мужчина, выполнял роль наживки. При этом всегда следовал договоренности: знакомился не с одной девушкой, а сразу с тремя.
— Особое впечатление на местных дам производила татуировка в виде чертика, которая была у Володи на интимном месте, — говорит Пушкарев. — В зависимости от состояния чертик у Володьки все время менялся, при этом еще и рожи корчил... В съемочной группе на нашу троицу смотрели косо. Когда из Москвы младший администратор привез деньги, режиссер Дорман распорядился нам троим выдать их в последнюю очередь. Тогда осерчавший Высоцкий, требуя заработанное, долбанул администратора термосом по голове... Вдобавок ко всему в самолете мы с Трещаловым выяснили, что общение с восточными красавицами не прошло для нас бесследно. При взлете у нас начался зуд, причем в самом пикантном месте... Сбегав в туалет, мы обнаружили, что заразились лобковыми вшами. А прямо у трапа самолета на “ЗИМе”, которых в то время в Союзе были единицы, нас встречала с ящиком шампанского жена Трещалова. Уж не знаю, как потом Володька выпутывался из этой щекотливой ситуации.
“И если Нинка не капризная, распоряжусь своею жизнью я”
— Жизнь у брата с Майей не сложилась, — говорит Наталья Леонидовна. — У нас рядом с домом на проспекте Мира было общежитие ГИТИСа, где жили студентки из Польши. Изящные барышни учились на балетмейстерском отделении. И была среди них совершенно потрясающая девушка по имени Хана — маленькая, хрупкая, черноглазая. У Володи и Ханы начался сумасшедший роман. Дошло до того, что брат собрался уезжать “замуж” в Польшу. Но вмешался отец: в то время женитьба на иностранке могла повлечь за собой непредсказуемые последствия.
Утешился талантливый актер в объятиях Нины Воробьевой.
— Мы называли вторую Володину жену “швея-мотористка”, — говорит Наталья Леонидовна. — После окончания авиационного института Нина работала на комбинате бытового обслуживания приемщицей, у нее был очаровательный сын Сережка двух с половиной лет от роду. Когда Володя спросил у отца, что можно взять из дома из вещей, тот ему ответил: “Что посчитаешь нужным”. Они взяли практически все...
— Немногим, наверное, известно, что именно Нина стала прообразом песни Владимира Высоцкого: “Ну и дела же с этой Нинкою, она жила со всей Ордынкою...” — добавляет Пушкарев. — Отношение у Володи Трещалова и Нины Воробьевой развивались, точно как в песне. Мы говорили ему: “Постой, чудак, у нас компания, пойдем в кабак, зальем желание”. А он отвечал нам в тон: “Сегодня вы меня не пачкайте, сегодня пьянка мне до лампочки”. У Нины был замечательный характер. Я нередко с дамой сердца приходил к ней в однокомнатную квартиру, просился на ночлег. И она всегда без лишних вопросов бросала нам в уголок на пол перину...
Герой Трещалова должен был играть во всех фильмах про мстителей