Первая жена Александра Солженицына Наталья Алексеевна Решетовская умерла спокойно, тихо, без страданий в минувшую среду. В своей московской квартире на Ленинском проспекте 84-летняя женщина три года не вставала с постели из-за сложного перелома шейки бедра и практически ослепла. А 28 мая в 13.30 заснула и больше не просыпалась. Смерть без мучений стала своего рода компенсацией за нелегкую жизнь, посвященную служению единственному любимому человеку.
О необычной судьбе этой женщины, всегда остававшейся в тени мужа-гения, “МК” рассказал ее постоянный помощник — журналист и писатель Николай Ледовских.
Романтические отношения Солженицына и Решетовской начались в Ростове-на-Дону. Оба были студентами. В их небольшой дружеской компании умная и красивая Наташа была общей любимицей. Но, как позже признавались ее друзья, Саша всех опередил и вскружил голову очаровательной девушке. Решетовская и Солженицын поженились в 1940 году. Оба работали в школе, были практически неразлучны. “Да иначе и быть не могло, — вспоминает Ледовских, — муж требовал от жены исключительной преданности и самоотречения. Наталья Алексеевна вспоминала, как любимый предлагал ей написать на листе букву “Я”, а затем перечеркнуть...”
Семейное счастье прервала война. В 1942 году начались годы ожидания мужа с фронта, плавно перешедшие в тюремные свидания с ним. Через шесть лет такая жизнь показалась супругам невозможной. Александр Исаевич “отпускает” верную спутницу, она ставит только в свой паспорт штамп о разводе. Чуть позже судьба сводит Наталью с коллегой, тоже преподавателем, Всеволодом Сомовым. Гражданский брак, связавший их на пять лет, дал Решетовской почувствовать себя матерью (Солженицын с самого начала не хотел детей и всячески отговаривал супругу). Сомов был вдовцом, а двое его мальчиков, ставших впоследствии учеными и переехавших жить за границу, полюбили папину новую жену как родную мать. Любила их и сама Наталья Алексеевна — детская фотография мальчишек висела у изголовья ее кровати до самой смерти.
В 1957 году, после освобождения Солженицына, Решетовская вновь “выходит” за него замуж. Спокойная жизнь с Сомовым, наполненная хлопотами по хозяйству и заботой о детях, обрывается не в один момент. Семья не хочет отпускать Решетовскую, очень переживают выросшие с ней мальчишки... Но проникновенные стихи, написанные Александром Исаевичем в заключении, переворачивают душу и заставляют забыть обо всем.
Наталья Алексеевна поселяется с вновь обретенным мужем и своей матерью в Рязани и с этого времени уже полностью посвящает себя супругу. Решетовская понимала, что для своего избранника прежде всего была помощницей, секретарем, машинисткой, а потом уже женой. “Знаете, ведь сам писатель мало уделял внимания своему внешнему виду, — вспоминает Ледовских. — У Натальи Алексеевны сохранились дачные фотографии, где писатель расхаживает по участку в мятых брюках, а то и в трусах. Но она тщательно скрывала эти снимки от посторонних глаз — стеснялась”.
Впрочем, Решетовскую вполне устраивает скромная роль экономки. Защитить мужа от мирской суеты — чем не благородная миссия? Да и результат вроде бы налицо: в “Новом мире” впервые публикуются произведения Александра Солженицына.
Говорят, когда муж изменяет, жена узнает об этом последней. Увы, не стала исключением и Наталья Алексеевна. Год она не знала, что в жизни мужа появилась другая женщина — Светлова, тоже Наталья. До последнего Решетовская верила, что их творческому союзу и ее выстраданной любви ничего не угрожает. Но Александр Исаевич просит развода — ради ребенка, который должен родиться у него в новом фактически уже браке.
Развод, который судом откладывался несколько раз и длился три года, все же состоялся — когда Солженицын попросил бывшую жену пожертвовать собой. Это Наталья Алексеевна умела. И в скором времени символично похоронила свою любовь на дачной грядке, выложив листиками дату развода — 22 июля 1972 года. Еще раньше, в 1970-м, узнав о присуждении мужу Нобелевской премии, Решетовская пыталась покончить с собой и наелась таблеток, когда супруги жили на даче Ростроповича. Самоубийцу спасло только то, что она запила их холодной водой, и организм не усвоил яд. И тогда женщина решила доказывать всем, а в первую очередь самой себе, как много она значила в жизни гения.
В 1975 году выходит в свет первая книга Натальи Решетовской “В споре с временем” — о том, как она познакомилась со студентом Сашей Солженицыным и каким был их брак. Эта книга поссорила бывших супругов навсегда. Солженицын обвинил Решетовскую в связи с КГБ. Немудрено — книга была издана АПН, разошлась в 20 странах мира, выдержала проверку в органах. “Кроме того, Наталья Алексеевна вышла замуж за редактора АПН Константина Семенова, который помог ей перебраться в Москву, на Ленинский проспект, — добавляет Ледовских. — Солженицын посчитал это прямым доказательством ее контактов с органами”.
До конца жизни их отношения были натянутыми. После возвращения писателя в Россию он позвонил ей лишь однажды, поздравил с Рождеством и прислал со второй женой корзину роз на 80-летие. И все. А Наталья Алексеевна ждала. И даже берегла запасной ключик на случай, если Саша вернется. Направляла открытки к праздникам, оставляла сообщения на автоответчике... И писала книги. Буквально на днях в Рязани должна выйти шестая книга Натальи Решетовской “АПН-я-СОЛЖЕНИЦЫН. Моя прижизненная реабилитация”. Многие факты в книге подтверждены приложенными документами: телеграммами, письмами, заявлениями, выдержками интервью. Кстати, бывший муж не раз требовал не публиковать документы без его разрешения. Неоконченными остались еще две книги Решетовской, завершить которые намерен Ледовских. Одна из них — “Второе рождение писателя Солженицына” — посвящена борьбе за возвращение классика на родину. Практически все свои произведения Наталья Алексеевна писала в хронологическом порядке. В этой книге она дошла до 1990 года... Осталось еще четыре. Вторая книга — “Любовь-калека” — написана наполовину. Как говорила о ней сама автор, это “ненаписанная глава к “Архипелагу ГУЛАГ”, памятник себе подобным — женщинам, оставшимся по эту сторону колючей проволоки.
Памятником любви Решетовской к Солженицыну стали не только книги. Вместе с Николаем Ледовских они задумали несколько музеев. Например, восьмой в мире музей литературного персонажа — мемориальный комплекс “Матренин двор” во Владимирской области — и в перспективе литературный музей Солженицына тут же. На даче в Борзовке Николай Ледовских, ставший наследником Решетовской, обещает устроить “вторую Ясную Поляну”. Самые же большие надежды возложены на Музей-квартиру Солженицына в Рязани (сейчас дом на улице Урицкого освобождается как раз с этой целью). Правда, создавать музей придется только по документам — Александр Исаевич заявил, что он не будет участвовать в этом. В Рязань будет перевезена мебель из столичной квартиры Решетовской, в частности, кровать, знаменитая тем, что на ней, останавливаясь у них в гостях в Рязани, спал Твардовский. Именно на этой кровати умерла два дня назад Наталья Алексеевна.
Хоронят Наталью Решетовскую сегодня на Скорбящем кладбище в Рязани. Разговора, о котором все время после возвращения Солженицына в Россию мечтала Решетовская, так и не состоялось. Семья Солженицыных, кстати, оплачивавшая сиделку для Натальи Алексеевны последние три года, выделила деньги на поминки верного мемуариста известного писателя.