“Российские военные должны оплачивать свое пребывание в Грузии. Такой порядок существует во всем мире, и Россия — не единственная страна, имеющая военные базы за рубежом...” Это заявление Эдуарда Шеварднадзе стало логическим продолжением развернутой в последнее время в Грузии кампании по выдавливанию российских военных из Закавказья.
Международная практика действительно предусматривает оплату пребывания воинских контингентов на чужой территории. Закавыка в том, что никаких договоренностей на сей счет между Москвой и Тбилиси не существует. Тем не менее грузинские парламентарии уже оценили задолженность российских военных за десятилетнюю аренду земли и недвижимости в 700 миллионов долларов. А экологический урон, нанесенный республике, потянул аж на 10 миллиардов баксов. “Мы не хотим обострять ситуацию и просим только то, что нам причитается”, — говорит спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе. “Это заявление — не что иное, как попытка финансового выдавливания России с территории Грузии”, — парирует зампред Комитета по обороне Госдумы Алексей Арбатов.
По подсчетам думских экспертов, суммы, названные в Тбилиси, завышены на целый порядок. В качестве примера “оборонцы” из ГД ссылаются на опыт Байконура. За аренду космодрома и всех полей падения Россия ежегодно платит Казахстану 116 млн. долларов — за десять лет сумма едва превысила 1 миллиард баксов. В Тбилиси требуют вдесятеро больше. Притом что масштаб аренды и ущерб, наносимый Грузии и Казахстану, несопоставимы.
Абсолютно ясно, что российские военные базы все больше становятся разменной монетой в финансовых и политических спорах Москвы и Тбилиси. Стоит Кремлю “цыкнуть” на южного соседа по поводу террористов в Панкисском ущелье или безоглядной поддержки НАТО, как грузины “возбухают” насчет российских военных в Ахалкалаки и Батуми. Например, недавно грузинские власти обвинили командование 62-й военной базы (Ахалкалаки) чуть ли не в срыве договора о строительстве нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан: армейские объекты якобы помешали прокладке 1740-километровой “жилы”. И пошло-поехало...
— Смещение грузинским парламентом межгосударственных отношений в рыночную область поставит Россию перед необходимостью переоценить поставляемые Грузии энергоресурсы. Тогда Тбилиси вряд ли окажется в плюсе, — не скрывает председатель Комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев.
На днях к дискуссии о российских военных базах в Закавказье подключился Азербайджан. Баку не устроило, что кое-какая аппаратура связи из грузинского Ахалкалаки была передана 102-й базе в армянском городе Гюмри. “Размещение российской военной техники в Армении происходит в то время, когда конфликт в Нагорном Карабахе, который привел к оккупации азербайджанских территорий, остается неурегулированным, — моментально отреагировал министр обороны Азербайджана Абиев. — Россия превращает Армению во взрывоопасный арсенал и еще больший очаг напряженности, который в любой момент может быть направлен против соседних государств”.
Обвинения в поддержке Армении российские военные слышали и раньше. Настораживает другое: очередные упреки прозвучали во время визита азербайджанского министра в Тбилиси. Смыкание Грузии и Азербайджана на антирусской почве сулит мало хорошего.