Спустя десять месяцев с момента исчезновения оператора ОРТ белорусская прокуратура решилась подвести итог своей работы по этому делу. Ответа на главный вопрос — жив или мертв Дима Завадский — до сих пор нет. Зато объявлены виновные в его похищении — это банда под руководством бывшего бойца спецподразделения МВД “Алмаз”. И названы примерные сроки судебного процесса — август.
Напомним читателям эту громкую историю. Оператор ОРТ был похищен по дороге в аэропорт “Минск-2”, куда направлялся, чтобы встретить своего коллегу, руководителя отдела спецпроектов ОРТ Павла Шеремета. Так как в этой республике и раньше бесследно исчезали известные люди, в том числе экс-министр внутренних дел Юрий Захаренко и лидер оппозиции Виктор Гончар, дело сразу приобрело политический оттенок.
Хотя следствие было чрезвычайно закрытым, кое-какая информация попала в прессу, и уже тогда на первое место вышла версия — месть. По неосторожности Завадский рассказал в интервью местной газете о том, что во время командировки в Чечню видел, как на стороне чеченских боевиков воюют наемники из Белоруссии. Один из них был задержан российскими спецслужбами: им оказался бывший офицер спецподразделения “Алмаз” Валерий Игнатович. Так в деле об исчезновении Завадского появился “чеченский след”. Кроме того, из-за откровений Завадского в прессе Игнатовича исключили из рядов белорусского отделения РНЕ. Так что версия выглядела наиболее логичной. “МК” тогда одним из первых огласил “чеченский мотив” в деле Завадского.
Вакуум заполнило сообщение анонима из КГБ, который разослал электронное письмо собкорам иностранных изданий, в том числе и корреспонденту “МК”, в котором утверждалось, что найдены саперная лопатка со следами крови журналиста и место захоронения тела, однако эксгумация не проводится из-за вмешательства президента и его Службы безопасности... Дальше начались странности. Ровно через неделю после появления этого письма в отставку были отправлены руководитель Совета безопасности, председатель КГБ и генпрокурор. Следственную группу заменили, с родственников взяли подписку о неразглашении тайны следствия, а проявлявшим активность журналистам объяснили, что совать свой нос в это дело не следует.
И вот спустя полгода прокуратура наконец разродилась заявлением. И что же гласит официальная теперь уже версия? В похищении оператора ОРТ виновен Валерий Игнатович! Дескать, бывший спецназовец совместно с действовавшим сотрудником этого спецподразделения создал преступную группу, которая разъезжала по стране, совершая убийства и разбойные нападения. Участникам банды предъявлено обвинение по девяти эпизодам. И подтверждалась информация о ключевой улике — в машине Игнатовича действительно была обнаружена лопата со следами “биологических выделений”, принадлежащих Завадскому. Только вот тело Димы до сих пор не обнаружено. Дело без тела.* * *Чем объяснить долгое молчание белорусских властей, когда они всячески оттирали прессу от расследования, утаивали информацию и меняли следственную бригаду? Понять мотивы власть имущих можно, вспомнив историю с исчезновением украинского журналиста Гонгадзе и во что вылился Кучме этот скандал.
Мать журналиста, Ольга Завадская, заявила в разговоре с корреспондентом “МК”, что не согласна с выводом следствия о том, что все дело в личной мести бывшего “алмазовца”. “Почему тогда его не “убрали”, когда он был на рыбалке, или просто не пристукнули в подъезде? — говорит она. — Нет, все было слишком профессионально обставлено. Действовали специально подготовленные люди. Я уверена, что это был “заказ” сверху...”
Ольга Завадская вспомнила день, когда ее сын ушел работать с национального телевидения на ОРТ. “Полтора года Дима ездил с Лукашенко везде как оператор. С переходом на ОРТ все случилось молниеносно: он был с Лукашенко в Бресте, а буквально через день в Гомеле они уже встретились на разных полюсах. Когда Александр Григорьевич увидел, что сын снимает как оператор ОРТ, то сказал: “Дима, ты где? Я тебе это припомню”. Мне Дима рассказывал об этом”.
После исчезновения сына Ольга Завадская обращалась к разным людям: Владимиру Путину, Александру Лукашенко, Павлу Бородину... Ответ пришел только от Лукашенко — он состоял из общих сочувственных фраз...
О судебном процессе прокуратура пока высказывается осторожно. Открытый он будет или закрытый — решит, мол, сам суд. Состоится он не ранее, чем через два месяца, после того, как с делом ознакомятся потерпевшие, их родственники и обвиняемые.
Кстати, обвиняемые в Белоруссии не всегда доживают до суда. Так уже было несколько лет назад, когда в камере странным образом покончил с собой обвиняемый по “громкому делу” об убийстве председателя госконтроля по Могилевской области.
Как утверждают анонимные источники информации, сегодня Игнатовича носят на носилках к следователю. При этом он во всю глотку кричит: “Слава президенту Лукашенко!” В это можно поверить, вспомнив, что Игнатовича уволили из органов по инвалидности — во время прыжка с парашютом он ударился головой. Очень удобная в политическом отношении фигура — “псих”, совершивший убийство, будучи не в себе. Какой спрос с сумасшедшего?! Тем более — политический.
собкор “МК”, Минск.