В европейских странах, где женщины добились формального равенства полов, установились совершенно иные, чем у нас, правила поведения. Поэтому у иностранок, привыкших видеть в мужчине в первую очередь равноправного партнера, русские мужики частенько вызывают шок своими манерами и воззрениями.
Для иллюстрации — несколько высказываний западных журналисток, работающих в Москве:
“Слово “женщина” применительно к человеку, занимающему тот или иной пост, у вас звучит как диагноз неполноценности — умственной и профессиональной. Когда говорят: “Мы назначили министра-женщину”, — это звучит, как: “Мы назначили не человека-профессионала, а женщину, очень странно, что это случилось, но так надо...” На днях министр обороны Сергей Иванов объяснял в телеинтервью, почему пост его заместителя заняла Любовь Куделина. Он чуть ли не оправдывался. “Она очень хороший специалист, — говорил Иванов, — и мы назначили ее не потому, что она женщина, а потому, что специалист очень хороший...” На Западе ни одному должностному лицу такое и в голову не пришло бы”.
“На женщину у вас никто не смотрит как на коллегу-профессионала. У ваших мужчин даже меняется голос, когда они — по службе! — обращаются к женщине”.
“Женщины, чтоб добиться своего, прибегают к кокетству, и это у нас тоже совершенно не принято. Но с русскими мужчинами ты иначе ничего не добьешься. Надо строить глазки, надувать губки, притворяться слабой и беззащитной. А если так вести себя с европейцем, он решит, что ты просто какая-то дура”.
А вот советы западных журналисток нашим мужчинам — на случай, если бы они захотели произвести на них хорошее впечатление.
Не надо: подавать женщине пальто; нести ее сумку; открывать перед ней дверь и пропускать вперед. Это очень старомодно.
Не надо: платить за женщину в ресторане; провожать домой; давать ей денег на такси. Это ее унижает.
Ни в коем случае не целуйте женщине руку! Одной американке поцеловали — так она потом три дня в себя прийти не могла. У всех спрашивала: что же это значит?..
Никогда не допускайте намеков на то, что “женщины не все способны понять” и “есть вещи, им недоступные”.
Если вы пригласили иностранцев к себе в гости, то хозяйничайте сами и бегайте на кухню наравне с женой. Нельзя сидеть в кресле и развлекать гостей разговорами, а жене говорить: “Ты хлеб забыла принести!..” Это уронит ваш авторитет.
Если говорить об интимных отношениях — имейте в виду, что российские мужчины кажутся европейским женщинам слишком традиционными, патриархальными. Если можно применить поговорку “Русский пьет ради цели (чтобы напиться), а испанец — ради вкуса” к сексуальным отношениям, то, на взгляд европейской женщины, так оно и есть. Российские мужчины воспринимают секс не как игру, а очень функционально. Они не сомневаются в себе. По убеждению русского мужчины, женщина “всегда его хочет, хочет обязательно, просто не может не хотеть”. Это тоже проявление сексизма, поскольку уважения к личности партнера в таком подходе очень мало. Поэтому — сомневайтесь.
Впрочем, в этой сексуальной элементарности есть свои плюсы. Европейские дамы отмечают неформальность, жизнерадостность, что ли, российских любовников. Вкус у них еще натуральный, не испорченный всякими мыслями, сомнениями, рефлексией, чувством вины перед женщиной... А западный мужчина всеми этими заморочками очень отягощен.
В общем, российский мужчина в интимных отношениях — примитивен, без фантазий, но зато достаточно надежен. Однако все это имеет смысл, если говоришь о непьющем человеке. Российский алкоголизм, его масштабы и последствия потрясают европейцев. Так что если у вас появятся серьезные виды на какую-нибудь иностранку, постарайтесь не напиваться, как зюзя, у нее на глазах.
В Европе мужчина уже не откроет перед женщиной дверь, не пропустит вперед, не поможет нести чемодан, не подаст пальто. Не пойдет провожать вечером лишь потому, что женщина — слабое существо и нуждается в защите. Это старомодно. Может быть, пожилой немец и позволит себе такое, но молодежь — едва ли. Хотя иногда сумка бывает очень тяжелой, и сил у вас все равно не столько, как у него, и идти ночью одной страшно...
Но за все надо платить, и это — плата за формальное равенство в отношениях. За то, что вам не придется прибегать к кокетству, чтобы добиться от него внимания к своим предложениям или сочувствия к своим проектам. За то, что он будет смотреть на вас скорее как на коллегу-профессионала, а не как на Женщину, которая работает здесь лишь потому, что мужчин на все должности не хватает. Между прочим, и женщинам все реже и реже приходит в голову пользоваться кокетством и внешностью ради реализации своих идей или продвижения по службе. Так что ожидать от европейской женщины — партнера по работе стрельбы глазами по меньшей мере наивно.
Иногда женщин назначают из тех же соображений, из которых ставят в вазу яркий цветок: чтобы хоть что-то оживляло столь любимые российскими мужчинами серые костюмы. Так назначили вице-спикером Любовь Константиновну Слиску. Конечно, формальное равенство не уничтожает дискриминацию — она остается, потому что и в Европе женщин на руководящих должностях в государстве и бизнесе гораздо меньше, чем мужчин. Но все-таки некоторые ориентиры такие правила и представления о том, как должно быть, задают.