МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сам ты шляпа!

Маленькие дети обожают отбирать друг у друга игрушки. Как считают психологи, в этом ничего страшного нет. Просто ребенок так самоутверждается. Воспитывает характер. Борется за собственность. Затем человек обрастает всяческими сдерживающими факторами. В самом деле: разве может один взрослый взять и просто так отобрать у другого взрослого понравившуюся вещь? Ведь существуют же мораль, этика, Божьи заповеди, Уголовный кодекс, наконец...

Но некоторые люди, несмотря на возраст, продолжают жить по законам детского сада. Захотел — взял, не дали — отнял. Если нельзя, но очень хочется, — то можно. И так далее, и тому подобное. Вот лишь одна, весьма примечательная история...

Когда-то давно при городском аэровокзале существовал ресторан. Обычная, не слишком респектабельная общепитовская точка. Когда началась тотальная приватизация предприятий сферы обслуживания, ресторан был показательно (первая ласточка в столице!) преобразован в акционерное общество. АОЗТ “Русский ресторан” заключило договор аренды с Москомимуществом сроком на 25 лет. И началась у новоявленных частников совсем иная жизнь, которую можно назвать “приключениями бизнесменов в России”. Это только в анекдотах и в кино фигурировали комичные персонажи в малиновых пиджаках и золотых цепях, которые делали “бабки” буквально из воздуха. Большинству же реальных предпринимателей приходилось вкалывать до седьмого пота, чтобы хоть как-то поднять свое хозяйство.

В стране в начале 90-х было тяжко. Даже в столице жили бедно. Когда продукты по карточкам, людям не до гастрономических излишеств... Негусто с посетителями было и в аэровокзальном “Русском ресторане”. А его директору — Олегу Лыкову — позарез нужны были деньги. В первую очередь — для того, чтобы привести в божеский вид приватизированные им площади: ресторан до того обветшал, что отпугивал и без того редких клиентов. Тогда Лыков пошел “по людям”. Чиновники на просьбы ресторатора помочь материально отвечали стандартно: “Вы теперь частник. Так что все свои проблемы решайте в частном порядке. Самостоятельно”.

Надо сказать, что Лыков никогда не причислял себя к категории неудачников: быть директором ресторана в советское время — это кое-кто да значило. И для того, чтобы заработать, под маркой его обновленного предприятия в Москве открылось 30 павильонов быстрого питания. На вырученные средства потихоньку начали делать ремонт выкупленной части аэровокзала. Когда дело пошло, то нашлись и желающие дать Лыкову взаймы. Предприятие “Русский ресторан” расцветало на глазах: Лыкову хотелось, чтобы все было по первому разряду. За два года на площади в 5 тысяч квадратных метров полностью перекрыли крышу; вместо старых стеклянных витражей появились современные стеклопакеты; заменили все технические коммуникации, провели систему кондиционирования воздуха, а внутри сделали евроремонт. Ну и, конечно, со временем приобрели все, что необходимо для “культурного отдыха” клиентов: бильярдные столы (не какие-нибудь хухры-мухры, а отделанные дубом), смонтировали профессиональный боулинг (один из самых дорогих, кстати, в Москве), отделали помещения для игры в квазар. (Если кто не в курсе, это такая детская войнушка для взрослых — с электронными “автоматами” и такой же экипировкой.) Ну, и по мелочи: столы, стулья, кухонное оборудование, лифты, туалеты и т.д. Даже хотели создать здесь клуб для теннисистов — “Большая шляпа”... Сей ремонт обошелся Лыкову — внимание! — в сумму около двух с половиной миллионов долларов. Гигантские деньги, особенно если учесть, что большая их часть была заемной. Но кредиторы особо не волновались. Они же видели, что распоряжаются их средствами грамотно, “Мерседесов” себе не покупают, а все вкладывают в дело.

При этом Лыков отдавал себе отчет, что жить в городе и быть свободным от города нельзя. Пока шел ремонт, ЗАО “Русский ресторан” исправно исполняло обязанности арендатора. То есть ежемесячно перечисляло в московский бюджет приличные деньги — всего на сегодняшний день набежало под 800 тысяч долларов. Таким образом, предприятие рассчитывало если не на дружбу со столичными властями, то хотя бы на их поддержку.

Но коммерсанты ошиблись. И попали как кур в ощип. Дальнейшая история напоминает плохонький бульварный детектив...

Пока Лыков подыскивал инвесторов да любовно выбирал обивку для стен ресторана, на другой половине аэровокзала тоже не дремали. Там появились свои “бизнесмены”, создавшие некое ООО, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали — ООО “Аэровокзал”. И эта частная структура, словно по мановению волшебной палочки, получила от Мингосимущества РФ все площади здания. В том числе и те, которые (по договору с муниципальными властями) принадлежали “Русскому ресторану”. Все это дело быстренько оформили в Москомрегистрации — и теперь уже новые “владельцы” Московского аэровокзала приходят на разборки к Лыкову. Ему ставят ультиматум: либо платишь дань — на минуточку! — около 60 тысяч долларов ежемесячно, либо выметаешься вон без всякой компенсации.

Представьте себе состояние человека, который вложил в дело два с половиной миллиона долларов, после чего услышал: “Выметайся!..” Лыков бросился за помощью. В то время он еще верил в наш суд — “самый справедливый суд в мире”, в законы, в правопорядок. Но Лыкова тормознули. Чиновники из федерального Министерства государственного имущества на пальцах объяснили несчастному ресторатору, что договор аренды, заключенный с их коллегами из муниципального комитета, лучше всего расторгнуть, ибо произошла “роковая ошибка”. Дескать, муниципалы не имели права распоряжаться площадями аэровокзала, принадлежащего не какой-то там Москве, а всея матушке России. Получается, что чиновники напортачили, а отвечать за это должен лично Лыков.

И потянулись серии судов. Федералы ругались с муниципалами. Муниципалы ругались с федералами. А наши судьи — видимо, самые справедливые в мире — присуждали победу поочередно то одной, то другой стороне. Вернее, сначала чаша весов Фемиды склонялась на сторону “Русского ресторана” (согласно существующему законодательству, предприятия общепита, независимо от того, на чьем балансе они находились до 94-го года, перешли в муниципальную собственность). А затем (то ли Фемиде развязали глаза, то ли на другую чашу весов бросили весомую гирю) Федеральный арбитражный суд Московского округа признал договор аренды недействительным...

Лыкову звонили, угрожали, злобно сопели в трубку и — по его словам — подожгли машину. Короче, ясно давали понять, что вопрос о принадлежности “Русского ресторана” решен. И никакие суды тут не помогут.

Интересно: кто же в Москве столь всемогущ? Как утверждают наши источники, здание аэровокзала досталось одной хорошо известной в столице преступной группировке.

Мы родились не вчера и прекрасно знаем, как ведется в Москве бизнес. Ситуацию, в которую попал Лыков, можно было бы решить, обратись ресторатор за помощью к другой преступной группировке. Бандиты между собой всегда сумеют договориться... Но к чему это приведет? Да очень просто. Лыков превратится в “мальчика для битья” и “дойную корову” для криминала. Москва лишится своего потенциального дохода, который вместо того, чтобы наполнять казну, будет уходить на содержание “авторитетов”, боевиков и их любовниц.

Удивительно: почему в этом грязном деле оказались замешаны чиновники из госструктур? Хочется верить, что это все-таки — не система, а исключение из правил. Просто Лыкову не повезло. На его пути встретились продажные (будем называть вещи своими именами) представители закона и власти. Но где же честные? Куда они спрятались? Почему не придут на помощь представителю мелкого и среднего бизнеса, о необходимости развития которого так много говорили не только столичные, но и федеральные власти? А может, в нашей стране негласно уже отменили Закон о приватизации?..

...“Русский ресторан” был готов распахнуть двери для посетителей уже более года назад. Пылятся бильярдные столы, скучает боулинг, на столах, затянутых полиэтиленом, тоскуют девственно чистые пепельницы... А в это время десятки просителей — новоявленные мелкие бизнесмены — обивают пороги разных структур. Кому нужно поставить закорючку на договоре аренды, кто хочет получить вожделенный кредит на развитие производства... Может, все это напрасно? И куда грамотнее будет напроситься на прием к воровскому “авторитету”? Он-то, скорее всего, будет беречь курицу, которая несет золотые яйца. В отличие от чиновников, которым что курица, что яйца — лишь бы получить единовременное вознаграждение.

Такой вот детский сад...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах