Злопыхатели твердят, что Бразилия — клоака мира. “ЗД” туда смоталась на пару деньков — разведать актуальную диспозицию накануне грянувшего в прошлый уик-энд фестивального безумства “ROCK’N’RIO”, ну и немного понежиться под летним январским солнцем. На все про все — три неполных, но, как поет певица, “счастливых дня было у меня...”. Надо сказать, что в этой “клоаке” очень тепло и довольно чисто. Даже грязь в фавеллах (кварталах бедноты), прямо скажем, эстетична настолько, что посмотреть на сию экзотику специально возят туристов (им бы по Москве пошляться!).
Еще принято считать, что Бразилия далека от мирового музыкального процесса, как г-н Гусинский от Генпрокуратуры (пардон за наболевшее). Есть, мол, карнавал, куча местных звезд, которые по надобности нота в ноту перепоют хоть “U2”, хоть “Rolling Stones” по-португальски так, что весь состав “Старых песен о главном”, если бы услышал, на манер Муму утопился от стыда в вонючке Яузе. Есть, правда, дикая трэш-банда “Sepultura”, единственный состоятельный национальный музэкспорт. А так — румба, сальса да известная на весь мир бразильская страсть. Да никто и думать не мог, что у Рио помимо исторической репутации одного из мировых центров секс-туризма были еще и шансы превратиться в одну из самых экзотических столиц мирового рок-н-ролла. А вот взял и превратился.
Глобальная рок-н-роллизация Бразилии началась 15 лет назад, проистекает с тех пор нечасто, но регулярно, а размаху и страстям, которые царят при этом в Рио, могут обзавидоваться любые “Гластонберри” и “Лолапалузы”.
В минувший уик-энд стартовал третий фестиваль “Rock’n’Rio”. На западной окраине города выстроен гигантский “Рок-сити” с кучей самых навороченных сцен и развлечений. В эту красоту вбухали 31 миллион долларов. В ходе подготовки столь размашистого великолепия организаторов в основном терзали сомнения по поводу безопасности мероприятия для самих фэнов. За последние годы именно безопасность стала главной проблемой чуть ли не всех больших фестивалей. Пожар на “Вудстоке-99” и давка на “Роскилде”, в результате чего погибли люди, стали причиной серьезных сомнений многих промоутеров. Идеи организации гипертусовок впали в кризис. Именно из-за подобных опасений в этом году отменили знаменитый фестиваль “Гластонберри” в Англии.
“Rock’n’Rio” тоже долго был под сомнением. Однако первые дни фестиваля, который рассчитан на два уик-энда (т.е. финал случится завтра и послезавтра), дают повод говорить о нем как о “Вудстоке”, но без дебилов и погромов. Сплюнем, чтоб не сглазить. Мы засвидетельствовали в Рио полное спокойствие, отменный порядок и отбыли назад (ах, как не хотелось уезжать из той “клоаки” в эту!) в надежде, что “Rock’n’Rio” до конца обойдется без жертв.
Помимо музыкальной привлекательности (суперзвездный набор практически уникален) “Rock’n’Rio-2001” еще и помпезнейшая благотворительная акция. Сборы от планируемой продажи 1,5 миллиона билетов от 18 до 40$ сердобольные организаторы намерены направить на финансирование программ по ликвидации безграмотности во всем мире. Об этом знает каждый участник фестиваля, и многие из суперзвезд участвуют в акции, движимые желанием совершить социально значимый поступок (качество, увы, почти неизвестное здешней рок-тусе). Другой мир, другие порывы!
В итоге в Рио намылилась уникальнейшая по суперзведности компания: Sting, James Taylor, “REM”, “Foo Fighters”, Beck, “Oasis”, Papa Roach, “NSync”, “Five”, Sandy & Junior Moraes, “Iron Maiden”, “Sepultura”, Neil Young, Sheryl Crow, “Red Hot Chili Peppers”, “Silverchair”, “Deftones”. Отличилась Britney Spears — она прибыла в Рио со специально обученной дублершей, дабы напустить пыли в глаза фанатов и оградить себя, любимую и нежную, от назойливых преследований. Не знаем, кто сия дублерша — не Юля ли Меньшова, та, которая “Я сама”? Однако подлог быстро вскрылся, и над Бритни теперь ржет все Рио.
И, конечно, возрожденные “Guns N’Roses”. Их выступление стало одной из главных сенсаций всего фестиваля. Поэтому сегодняшний эксклюзивный репортаж “ЗД” посвящен именно этому эпохальному шоу.
* Первый фестиваль “Рок в Рио” состоялся в январе 1985 года. Даже по мировым меркам это был, мягко говоря, не банальный фестиваль, а уж по меркам Бразилии случился просто конец света. Специально выстроенный город, в котором четыре сцены (главная площадью один квадратный километр), два госпиталя, два огромных ресторана, две пивные террасы, два торговых центра и 50 магазинов, две вертолетные площадки. Пропуск в этот рай по цене от 18 до 126 долларов купили 1,4 млн. фэнов (это примерно пять “Вудстоков”), которые десять дней угорали под “AC/DC”, “B52”, “Iron Maiden”, James Taylor, Nina Hagen, Ozzy Osbourne, “Queen”, Rod Stewart, “Scorpions”, “Whitesnake”, “Yes”. За это время было выпито 1,6 млн. литров пива, оставлено 4 млн. пластиковых стаканчиков, съедено 900 тысяч сандвичей, 7,5 тонны спагетти, 500 тысяч порций пиццы. Кроме этого народ раскупил 1,9 млн. маек с символикой фестиваля, а на буйные фанатские головы для пущей красоты было намазано 80 килограммов геля для волос, купленного в фестивальных магазинах. Вся эта грандиозная статистика позволила назвать “Рок в Рио” самым большим фестивалем на планете и занести его в Книгу рекордов Гиннесса.
* Второй раз столицей мирового рок-н-ролла Рио стал спустя шесть лет, в 1991 году. Никаких рок-городов на отшибе, правда, уже не строили, и местом действия стал знаменитый стадион “Марракана”. Мероприятие растянулось на целых девять дней, в течение которых в чаше “Марраканы” успели уколбаситься 700 тысяч человек. Они видели совершенно невероятных размеров сцену, два экрана площадью по 50 квадратных метров каждый и 3000 прожекторов, в свете которых играли “A-HA”, Billy Idol, “Dee-Lite”, “Faith No More”, George Michael, “Guns N’Roses, “Happy Monday”, “INXS”, Joe Cocker, “Judas Priest”, Lisa Stansfield, “Megadeath”, “New Kids on the Block”, Prince, “Queensryche”, “RUN DMC”, Santana. Фестиваль был назван “триумфом новых технологий”, но в Книгу рекордов Гиннесса, правда, не попал. Как ни крути, а прежнего размаха не было. Спустя 10 лет устроители “Рок в Рио”, видимо, решили вновь сыграть в гигантоманию.