Что такое “гражданское общество”, созданием которого озабочена Администрация Президента, и какую роль играет в нем оппозиция? Лучше всего показать это на примере Великобритании.
Помимо всякой мелочи, не представленной в парламенте, в Великобритании есть две “главные” партии, примерно равные по силе и весу, — партия лейбористов и партия консерваторов. Лейбористы — партия наемных тружеников. Консерваторы — партия собственников. Впрочем, по мере роста уровня жизни и развития системы социальных гарантий классовые различия между партиями постепенно стираются. Нынешний премьер-министр Тони Блэр, возглавляющий партию лейбористов, к примеру, сам отнюдь не пролетарского происхождения.
Большинство в парламенте получает партия, победившая на выборах. Она формирует правительство из членов своей фракции, поскольку по закону все министры должны быть одновременно депутатами.
Партия, получившая меньшинство мест, формирует “теневой” кабинет министров, который вырабатывает свою политику, отличную от государственной. Две партии — правящая и оппозиционная — рассаживаются в парламенте друг против друга и принимаются обсуждать насущные вопросы и голосовать за насущные решения.
Если решение правительства не набирает в парламенте большинства, правительство уходит в отставку, и в стране назначаются новые выборы. Но поскольку у правительства имеется большинство голосов уже “по определению” — это почти невероятный вариант. Так что все голосования носят более-менее формальный характер, но тем не менее кабинет министров обязан объявить и разъяснить в парламенте свое решение, а оппозиция имеет право выступить и раскритиковать его в пух и прах.
Кроме того, каждую неделю премьер-министр полчаса публично отвечает в парламенте на вопросы лидера оппозиции — весьма жесткие и коварные. Премьер должен уметь защитить позицию правительства. Если у него нет ораторских способностей, его попросту засмеют.
Задача оппозиции: стать правящей партией. Ей на руку всякое падение популярности правительства, поэтому она чутко прислушивается к общественному мнению и, как только улавливает в нем нотки недовольства властью, тут же подхватывает их и разжигает костер.
Сущность оппозиционной деятельности: в концентрированном виде выражать мнение общества, конкретизировать, доносить до правительства со всей остротой и силой, давить на власть так, как не смогут давить обычные граждане. Кроме того, оппозиция выполняет еще одну важную функцию: постоянно критикуя власть, она как бы принижает ее. Опускает на землю, не позволяет министрам “обожествляться”, превращаться в небожителей, которые всегда правы.
Она цепляется к любым промахам, передразнивает и пародирует, язвит, насмехается, каждый день напоминая гражданам: “правители — всего лишь чиновники. Ничего в них нет сверхъестественного и незаурядного. Обыкновенные люди, которых мы наняли на несколько лет, чтобы они управляли страной на наши деньги. Будут плохо управлять — выгоним и наймем других”.
Быть в оппозиции и ругать правительство — не стыдно и не страшно. Это не значит, что ты не патриот. Никто не скажет: “Если ты в оппозиции, ты против своей страны”. Аргумент “непатриотичности” приводится в действие в очень редких острых моментах. К примеру, когда шла война на Фолклендских островах, Маргарет Тэтчер пыталась закрепить в общественном сознании установку: “Если ты против войны, на которой умирают наши ребята, — ты не патриот”. Кстати, Тони Блэр тогда очень жестко выступал против войны (именно из-за того, что там гибли “наши ребята”), и его называли “не патриотом”. Как видите, это не помешало ему спустя несколько лет занять кресло премьер-министра правительства Великобритании.
...Сильная, безжалостная и ехидная оппозиция — старинная традиция Великобритании. Английские художники рисовали шаржи на короля еще триста лет назад. Сейчас у них принято дарить политикам свои самые злющие карикатуры. Те их принимают с благодарностью и развешивают у себя в туалетах.
Великобритания — наиболее развитый экземпляр “гражданского общества”, которое Администрация Президента собирается строить в России. Хотя верится в это с трудом. Неужели в Кремле хотят, чтоб президента и правительство шпыняли во всех газетах? Впору даже заподозрить администрацию в мазохистских наклонностях, если бы не одно соображение: возможно, ее сотрудникам просто надоели голые стены кремлевских туалетов и захотелось украсить их карикатурами на самих себя.
На фото:
Супруга премьера Великобритании на обложке журнала “The Spectator”. Даже беременную женщину не пожалела оппозиция! У нас, кстати, до журналистов доведено практически на официальном уровне: нет большего греха, чем задеть супругу президента Путина.