О том, что такая возможность рассматривается для МСД, сообщил журналистам глава столичного Дептранса. Указав на растущую загрузку магистрали, он заметил, что «либо она превратится в перегруженную трассу с заторами, либо будет возможность за какие-то деньги проехать по ней за более или менее прогнозируемое время». Кроме того, «опыт проспекта Багратиона показал, что даже при высоких тарифах трасса востребованная».
Действительно, в прошлом году первой платной для «аборигенов» городской магистралью в столице стал проспект Багратиона, «в девичестве» — северный дублер Кутузовского проспекта. Проезд по нему стоит для легкового автомобиля 600 рублей, и трафик там образуют, с одной стороны, те, для кого эта сумма не деньги, а с другой — те, кто попал на эту магистраль по ошибке. Ошибиться просто — достаточно проскочить нужный поворот на одной из многочисленных развязок. А обратного хода уже нет: заблудился — плати.
Впрочем, это москвичам еще долго везло: в Петербурге Западный скоростной диаметр (ЗСД) платный для всех, в том числе для местных, с самого начала, то есть уже больше десяти лет. Правда, на ЗСД действует классическая система оплаты проезда — с дорожными кассами. На МСД, как и на ЦКАД, и на ряде других новых платных дорог, все несколько «коварнее»: проехать можно беспрепятственно, но деньги будут либо в режиме реального времени списаны с транспондера, либо задолженность «за проезд» придется отслеживать на сайте оператора платной дороги. Не отследишь и не оплатишь в течение пяти суток — придется заплатить еще и штраф: уже скоро, судя по всему, его повысят с 1500 до 10 тысяч рублей все с той же легковушки.
Кстати, оповещений о необходимости оплаты «по умолчанию» нет: отследить начисления — забота водителей. Очевидно, что в любом случае будут автомобилисты, которые попросту не будут знать о необходимости «передать за проезд» — они столкнутся с огромными по меркам общественно не опасных нарушений ПДД штрафами. Все-таки неоплата проезда по платной дороге — это не вождение под мухой и не злостные поездки по встречке.
Похоже, именно это соображение — плотная интеграция МСД в столичный транспортный каркас — в свое время послужило причиной отказа от платности этой магистрали для москвичей. Иногородние и так едут по «платке» (например, съезжая на диаметр с М11 «Нева» или М12 «Восток»). А вот москвичи... Тут одно из двух: либо с самого начала эту дорогу стали бы игнорировать, как это делают сейчас очень многие применительно к проспекту Багратиона. Либо в Москве сразу же разразилось бы множество скандалов из-за полученных по незнанию штрафов.
Водители магистраль уже распробовали: она действительно удобно соединяет не только вылетные шоссе, но и районы города, дублируя вот уж действительно перегруженные МКАД и ТТК. А значит, кто-то поедет по привычке (надо ведь побыстрее — а деньги, что деньги, деньги мусор). Кто-то по невнимательности (всегда же было бесплатно — а что теперь штраф платить, так сам виноват).
Бесплатного не бывает, экономика у нас рыночная — таков стандартный ответ на недовольство по поводу того, что ту или иную дорогу сделали платной. Правда, есть важный нюанс: обычно платной дорога становится после реконструкции (или просто вновь построенная магистраль, как М11 и М12). Участки Киевского, Минского шоссе, прежде чем стать платными, были реконструированы, как и трасса «Дон». Но в случае с МСД речи о реконструкции не идет: трасса-то и так новенькая. Тут логика другая: деньгами город хочет регулировать трафик. Чтобы, как и на проспекте Багратиона, на новом диаметре машин стало поменьше.
Вот только в отличие от единственной в своем роде дороги «от Рублевки до Сити» (понятно, что завсегдатаи этого маршрута могут себе позволить платный автобан на постоянной основе) МСД это дорога прежде всего для транзитников (межрегиональных и межрайонных). А опыт уже упомянутого ЗСД в Петербурге показывает: деньги деньгами, а пробки все равно будут. Деваться некуда потому что. Кстати, в этой логике можно еще и МКАД и Трешку делать платными: вот уж где перегрузка по всей форме. Впрочем, не будем подсказывать.