МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Минимальный штраф за превышение скорости может вырасти более чем вдвое

В правительстве рассматривают поправки в КоАП

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассматривает поправки в федеральный КоАП, повышающие размер многих штрафов за нарушения ПДД. В частности, нижняя планка наказания за превышение скорости повышается с 500 до 750 рублей. Более того, если сейчас на такие штрафы действует 50% скидка за быструю оплату, с 1 января ее планируют сократить до 25%. Таким образом, самый распространенный штраф — 250 рублей за превышение на 20–40 км/ч — вырастет более чем вдвое, до 562 руб. 50 коп.

Фото: Алексей Меринов

«Индексация» касается не только штрафов за превышение скорости: на полторы тысячи с нового года предполагается штрафовать за нарушение правил применения ремней безопасности (сейчас штраф 1000 рублей). Езда в состоянии опьянения (а равно и отказ от медосвидетельствования) «подорожает» с 30 до 45 тысяч рублей — напомним, что здесь наказание также подразумевает лишение водительских прав. И аналогично штрафам за скорость, штрафы за нарушение разметки и требований дорожных знаков вырастут в полтора раза (вилка составит от 750 до 7500 рублей, в Москве и Петербурге ставки максимально высоки).

Кроме того, решено повысить штрафы за нарушение правил буксировки или перевозки грузов, а также за нарушение правил движения крупногабаритного транспорта — это актуально прежде всего для профессионалов-транспортников. Ровно в полтора раза вырастут и штрафы за ДТП с легким (3700–7500 рублей) и средним (15–30 тысяч рублей) вредом здоровью потерпевшего.

Рост штрафов ожидаем — здесь любопытна разве что четкая ставка в 50% повышения. Ровно в полтора раза — можно ли это считать еще одним официальным маркером величины инфляции? Куда интереснее то, что одновременно вполовину (с 50% до 25%) предложено урезать размер скидки за быструю оплату штрафа. Сейчас при оплате в течение 20 суток нарушитель платит 50% — таким образом, самые распространенные штрафы (500 рублей за превышение на 20–40 км/ч или нарушение разметки «без отягчающих») составляют пока что всего 250 рублей. Примерно четыре литра бензина. А будут — с учетом повышения штрафа и «усыхания» скидки — 562 рубля 50 копеек. То есть уже почти десять литров.

Напомним, сейчас в России действует фактический «нештрафуемый порог» превышения скорости в 20 км/ч: в КоАП отсутствует наказание за меньшее превышение. Таким образом, во многих случаях — особенно при движении по трассе — водители ориентируются не на официальное ограничение скорости, а именно на штрафы: лимит в 60 км/ч означает, что безопасно для кошелька можно ехать со скоростью вплоть до 79 км/ч. Во многом именно из-за этого в последние годы по всей стране снижаются, особенно в населенных пунктах, скоростные лимиты: так, значительная часть улиц Москвы имеет ограничение скорости в 30–40 км/ч (что означает штраф за превышение истинного предела в 50–60 км/ч).

— Штрафы снова станут болезненными для кошелька, хотя бы на некоторое время, — рассуждает юрист Владимир Ворохобов. — С одной стороны, это в целом правильно, с другой — как и в случае с попытками отмены нештрафуемого порога, это потребует массового пересмотра ограничений скорости, чтобы исключить специально расставленные для генерации штрафов ловушки. Разметка и в целом организация дорожного движения также должны быть пересмотрены — тогда имеет смысл повышать штрафы. Но, конечно, вряд ли это будет делаться в сколько-нибудь массовом масштабе.

Фото: Геннадий Черкасов

Реакция на повышение штрафов может быть двоякой, предсказывает юрист. Значительная часть автомобилистов — условно, конформистская — будет водить медленнее и аккуратнее, с приоритетом скоростных ограничений и разметки над здравым смыслом. «Немедленно проявятся все дефекты организации дорожного движения, во многих местах выяснится, что разметка и скоростной режим сделаны неоптимально», — предполагает собеседник «МК».

Одновременно другая часть водителей удвоит усилия, с которыми противостоит «штрафодобыче» (любимый термин автомобильных форумов, где критикуют транспортную политику властей). «Я всегда езжу с включенным приложением-радардетектором, указывающим, где стоят камеры, — рассказывает «МК» пиар-менеджер Виктор Ложкарев. — Иначе просто невозможно, время это деньги, а значит, соблюдая все ограничения, я ничего не успею. Если запретят приложения с базами камер — хотя в ближайшее время вряд ли запретят, — буду пользоваться ими из-под полы, через VPN и так далее. Иначе езда обходится слишком дорого даже по действующим тарифам».

Предельный случай таких «военных хитростей» — закрытые или отсутствующие номера. Напомним, за сознательное сокрытие номеров сейчас лишают прав на полтора года. Но ведь это только если поймают. А ловят по-прежнему далеко не всех. Значит, любителей риска с повышением ставок будет только больше.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах