Новые правила размещения зарядной инфраструктуры для электромобилей в Москве введены летом этого года и обязательны для исполнения при строительстве и реконструкции парковочных объектов. 5% парковочных мест должны быть оборудованы зарядными станциями уже сейчас, а кабели для будущих зарядок необходимо подвести к 25–100% (в зависимости от типа и расположения парковки) мест.
Напомним, что парковка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на «электрифицированных» местах запрещена: по принятым в Москве стандартам около таких мест стоит знак запрета остановки с табличкой «кроме электромобилей». Иными словами, после благоустройства любой парковочной зоны «неэлектрифицированные» автомобили лишаются сразу 5% машиномест (неважно, есть ли у владельцев машин с ДВС резидентные разрешения). А в перспективе такие правила дают возможность вообще запрещать парковку бензиновому и дизельному транспорту.
Так что автомобилистов-традиционалистов новость никак не может порадовать. Но с горчинкой она оказывается и для владельцев «электричек»: одновременно с развитием сети электрозарядных станций (ЭЗС) в Москве озадачились, как повысить оборачиваемость электромобилей у этих зарядочных мест. Причем в Дептрансе уже заявили о том, что в обозримом будущем город откажется от одной из главных «приманок», пересаживающих москвичей с ДВС на электромобили: бесплатной зарядки на городских станциях «Энергия Москвы».
«Для нас проблемным является вопрос, как повысить оборачиваемость возле зарядной станции, — в ближайшее время расскажем о решении, — отметила Виктория Еремина, курирующая «Энергию Москвы» в департаменте. — И бесплатная зарядка для городских ЭЗС не может длиться вечно, к сожалению. Поэтому надеемся, что тоже как можно раньше введем тариф».
Для многих владельцев электромобилей (напомним, еще недавно подержанная японская «электричка» стоила меньше миллиона рублей — так что речь не только о богатых людях) возможность заряжать их на городских станциях стала решающим аргументом, так как делает пользование электромобилем в моменте почти бесплатным. Сейчас таких станций в городе почти 240, а в 2025 году планируется довести их число до 1500, заявили представители московского транспорта на недавнем форуме МЕФТ.
Главный вопрос — когда именно ждать отмены главной «плюшки» для электромобилистов в Москве. Пороговое значение обозначил замглавы транспортного ведомства города Алексей Митяев. «Когда достигается цифра 5% электрического транспорта, идет самостоятельный активный рост. Задача города и страны — максимально поддерживая, довести эту долю до 5%», — отметил чиновник.
По прогнозам транспортников, на 4 с небольшим миллиона автомобилей в Москве в 2025 году придется уже 63,7 тысячи электромобилей — это около полутора процентов. Но темпы роста ожидаются достаточно резкие: в 2027 году в Москве ожидается 125,4 тысячи легковых «электричек», а к 2030 году — около 315 тысяч, или 6,8% от общего «поголовья». А значит, примерно к этому времени необходимость в стимуляции исчезнет.
Платная зарядка электромобиля сейчас стоит чуть меньше 20 рублей за киловатт-час. Да, цена километра пробега и с платной зарядкой все еще ниже, чем у большинства автомобилей с ДВС. Но для электромобилистов перемены все равно не сулят ничего хорошего. Тем более что среди мер поддержки — еще и нулевой транспортный налог, и бесплатная парковка на всех улицах Москвы. Возможно, этим мерам тоже осталось недолго.