* * *
Инспектору ДПС почудилось, что я нетрезвый. Продувка не подтвердила. Потом он заподозрил, что машина угнанная. Проверил — чистая. Затем досмотрел машину, но ничего не нашел. Получается, что его действия не были обоснованы. Можно ли его привлечь за незаконное ограничение моего права на управление? Ведь я потерял почти час!
Артем, г. Апрелевка.
Конечно, инспектора ДПС можно оштрафовать на 20 000 рублей за применение мер, направленных на ограничение права на управление или эксплуатацию транспортного средства. Но какие меры можно считать таковыми?
Например: владельцу машины в ГАИ не выдают разрешение на ее получение со штрафстоянки, пока он не назовет имя водителя, оставившего машину под запрещающим знаком. Или в ГАИ отказывают в регистрации машины до уплаты всех «просроченных» штрафов.
В вашем же случае проверка на состояние опьянения или проверка на угон вряд ли преследовала конкретную цель — ограничить ваше право передвигаться. Цель все-таки была иная — проверить предположения (надо полагать, обоснованные) о состоянии опьянения, об угоне и прочем.
А вот дисциплинарное наказание к инспектору применить можно, если в ходе проверки по вашей жалобе выяснится, что проверку можно было провести за 20 минут, а неповоротливый инспектор возился целый час...
* * *
С пониманием отношусь к тому, что автосервис не всегда может отремонтировать машину в согласованный срок. А вот сейчас я не намерен закрывать на это глаза, ибо моя машина уже второй месяц стоит на ремонте. На грани срыва мой отпуск! Вправе ли я получить какую-нибудь компенсацию?
Игорь, г. Санкт-Петербург.
Конечно! Если сроки ремонта, предусмотренные договором с автосервисом, нарушены, вы можете потребовать уменьшения цены за выполнение работ. А заодно вправе требовать и возмещения причиненных затянувшимся ремонтом убытков: вы же планировали на машине отправиться с семьей на курорт, а теперь отдых из-за неповоротливого сервиса накрылся. Кто возместит убытки? Ясное дело, что не курорт.
Кроме того, за каждый день просрочки или час, если сроки определены в часах, вы вправе потребовать у автосервиса выплатить вам еще и пени.
И на будущее: не надо ждать того дня, когда сервис разведет руками и признается: не успели. Вы вправе предъявить требования и заранее — в случае обоснованного предположения о том, что сроки ремонта явно не будут соблюдены.
* * *
Я развернулся в разрешенном месте, остановился на противоположной стороне улицы и налетел на штраф. Оказывается, на другой стороне за километр до места моей парковки был знак «Остановка запрещена». Но разве я мог его увидеть? Стоит ли обжаловать штраф?
Александр, г. Серпухов.
Некоторые судьи утверждают: штраф наложен законно, ибо, прежде чем разворачиваться и парковаться на другой стороне, водитель должен проехать вперед пару кварталов и посмотреть, нет ли на той стороне знака, запрещающего остановку. При этом судьи не указывают, в какой главе правил дорожного движения прописан такой порядок действий. Возможно, это разумный порядок, однако правилами не предусмотренный.
Другие судьи придерживаются более приземленной позиции: водитель развернулся в разрешенном месте, на той стороне дороги не мог видеть знака, запрещающего остановку. Видимо, в этом месте просто некорректно организовано движение. Стало быть, постановление о штрафе подлежит отмене.
Да, подать жалобу, конечно, стоит. Но надо иметь в виду, что решение суда по жалобе может быть как в вашу пользу, так, к сожалению, и не в вашу.
* * *
Получила уже два штрафа — якобы не остановилась перед переходом и не пропустила пешехода. А зачем останавливаться, если в каждом случае пешеходы шли по другой стороне улицы? Буду подавать жалобу в суд. Какие аргументы стоит привести?
Марина, г. Видное.
Верховный суд уже давно и прямо заявил: если траектории движения пешехода не пересекаются на переходе, водителю незачем останавливаться или снижать скорость. Но решение суда считается устаревшим и, как правило, не принимается в расчет. Однако это не значит, что нет никаких других документов, с помощью которых водитель мог бы себя защитить.
Есть. Это Венская конвенция «О дорожном движении» от 1968 года. В ней прямо сказано: если движение на переходе не регулируется, водители, приближаясь к переходу, должны надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, и только в случае необходимости остановиться.
Все весьма однозначно — остановиться только в случае необходимости!
Поэтому если вы считаете, что дорогу пешеходу вы уступили, то есть не создали ему помех в движении, а вас тем не менее наказали, подавайте жалобу. И ссылайтесь прежде всего не на «устаревший» документ — решение Верховного суда, а на вечно молодой — на Венскую конвенцию.
Есть вопросы? Задавайте по адресу info@mk.ru с пометкой «Право руля!».