МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Правительство решило оснастить частные электросамокаты идентификационными маячками

Будет создан единый федеральный реестр средств индивидуальной мобильности

В ближайшее время и законодательная, и исполнительная власти разработают «вторую волну» регуляторов для СИМ (средств индивидуальной мобильности, то есть электросамокатов). В ее рамках будет, как рассказали в Госдуме, создан единый федеральный реестр этих транспортных средств, а также введут электронные идентификаторы, они же навигационные маячки, которые будут отслеживать перемещения каждого СИМ. Задача государства — приравнять электросамокаты к механическим транспортным средствам, например мопедам.

Фото: Алексей Меринов

О том, что регуляторику СИМ нужно совершенствовать, говорят представители практически всех ведомств, комментируя статистику за последний год. Их число растет — правда, прежде всего из-за роста числа самих электросамокатов и поездок на них, отметил на пресс-конференции в РИА «Новости» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев.

— Пошел третий сезон динамичного роста числа поездок и самих самокатов, — отмечает парламентарий. — В 2022 году было 50 млн поездок, в этом году уже около 100 млн. Понятно, что чем больше самокатов, тем больше пересечений их «ареала обитания» с пешеходами.

Сам по себе рост аварийности — логичное следствие популяризации этого вида транспорта, считает Федяев. Поэтому нагнетать обстановку не стоит, но при этом работать над тем, чтобы приравнять СИМ к механическим транспортным средствам, нужно — этому, по словам депутата, и посвящена дорожная карта федерального правительства.

Первый из ее элементов — доработка КоАП, в котором пока что отражено всего несколько нарушений Правил дорожного движения электросамокатами. Идет работа над тем, чтобы приравнять управляющих СИМ с административной точки зрения к водителям других транспортных средств: штрафов, таким образом, будет больше, в том числе появится серьезное наказание за езду в нетрезвом виде и превышение скорости.

Второй момент — четкий регламент действий по регулированию не только прокатных, но и любых электросамокатов. «Есть прокатные самокаты, имеющие сопряженный с процессором датчик позиционирования — они позволяют идентифицировать водителя и контролировать режимы движения техники, — отметил Федяев. — Прокаты в этом отношении ушли вперед достаточно далеко: в их системах реализованы и ограничение скорости, и наказание за пересечение проезжей части без спешивания, за езду вдвоем». Это, как и ограничение возраста «от 18 лет», нужно реализовывать и в секторе личных СИМ, уверен депутат.

— В дорожной карте прописано создание специального реестра, где все электросамокаты, существующие в России, будут регистрироваться, — отметил парламентарий. — Далее идет вопрос идентификации, это довольно сложно, но тоже прорабатывается с участием Минпромторга и Минэкономразвития. Сегодня существует ГОСТ, который, правда, не является обязательным. Но в перспективе должно быть четкое ограничение для ввозимых или производимых СИМ — с точки зрения скорости, веса. Обязательная установка маячка позиционирования, связанного с «мозгами» самоката. Мы сможем таким образом идентифицировать через навигацию скорость, нарушения и владельца.

По оценке депутата, цены на самокаты в этом случае поднимутся незначительно, «не в разы, а на проценты». О том, какие процедуры предполагается использовать применительно к уже находящимся на руках у россиян самокатам, законодатель пока не сообщил — вероятно, пока это еще не определено.

— Необходимо решить основную проблему — неопределенного правового статуса водителя СИМ, — отметил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, в ноябре этого года проведший «круглый стол» по перспективам регуляторики СИМ на федеральном уровне. — Пока что водитель электросамоката остается, по сути, пешеходом. Нужно дальнейшее развитие: прописать в ПДД четкий запрет вождения СИМ в нетрезвом состоянии, с аналогичными другим механическим транспортным средствам санкциями. И ряд других норм: запрет на покидание места ДТП, употребление алкоголя и других веществ после ДТП, обязанность оказать помощь пострадавшим.

Среди других возможных норм, которые предлагаются к введению, — запрет пользоваться мобильными устройствами без hands-free во время управления СИМ, отметил Шапошников. Целый ряд экспертов также предлагают запретить вождение СИМ до 18 лет, если только у несовершеннолетнего нет действующих «прав» категории М или А.

Что касается идентификации всех СИМ, технологически это действительно представляет проблему, отметил начальник отдела НИЦ БДД МВД России Кирилл Баканов. «У электросамокатов нет сертифицированной маркировки, отсутствует и контроль на входе, исключающий подделку идентификации», — отметил эксперт. Таким образом, проблема установки на СИМ государственных номерных знаков (в традиционном или электронном виде) пока не имеет однозначного решения.

Комментируя будущее электросамокатов, федеральные законодатели оставляют многие вопросы на усмотрение властей российских регионов. Это вполне обоснованно: как заметил Павел Федяев, транспортная функция СИМ — закрывать «последнюю милю» от магистрального общественного транспорта до жилых домов, а нюансы этой «последней мили» в каждом регионе и городе свои. Пожалуй, это пока самое оптимистичное для владельцев СИМ, что говорится во власти: вероятно, там, где самокаты действительно нужны, для них сделают послабления, а густонаселенные тротуары мегаполисов от них действительно «проредят». Но вот регистрироваться и ставить на самокат геолокационный маячок, кажется, уже скоро придется всем.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах