9 апреля в Санкт-Петербурге еще один, на сей раз 18-летний пьяный наездник электросамоката стал, судя по всему, невольным убийцей известного актера Вадима Волкова. Обстоятельства дела выясняет Следственный комитет, но даже если трагедия не была связана с электросамокатом (есть и такая версия), это не отменяет статистики: с начала теплого сезона произошли десятки аварий с электросамокатами. Причем аварий серьезных, с пострадавшими.
Учитывая, что с 1 марта действуют поправки в ПДД (предельная скорость для средств индивидуальной мобильности (СИМ) 25 км/ч и другие ограничения), история получается странная: думали, ситуация улучшится, а лента новостей говорит, что стало как бы не хуже.
И ведь нельзя сказать, что власти совершенно ничего с этим не делают. Напротив: в Мосгордуме, как вспоминает ее депутат Александр Козлов, о регулировании того, что сейчас назвали СИМ, заговорили еще пять лет назад. И не просто говорили — направили соответствующие инициативы на федеральный уровень, что в итоге и вылилось в нынешние обновления ГОСТов и ПДД. Напряженно обсуждали казус самокатчиков и в Общественной палате, и в региональных законодательных собраниях (в частности, в Питере и Свердловской области, где самокатчиков уже много).
Результат? Новые правила — вот они, налицо, включая знаки запрета движения СИМ и регламент «медленных зон». Прекратились ли аварии? Увы, новостные ленты, с чего мы и начали, говорят об обратном. В ГИБДД уже заявили, что дальнейшие обновления регуляторных актов будут лишь после изучения новой статистики, когда она накопится. То есть не раньше, чем через год начнется обсуждение (и даже если принять поправки с феноменальной быстротой, на что Госдума вполне способна, жителям мегаполисов еще год уворачиваться от самокатчиков на тротуарах).
«Любые нормы работают, когда есть нормальное администрирование и неотвратимость наказания», — говорит депутат Козлов; он, судя по высказываниям, видит лекарство в резком повышении штрафов. Нынешние 800–1500 рублей, по его словам, «пока не такая пугающая величина». А повысить штрафы можно быстро — именно сейчас готовится новая редакция федерального КоАПа.
Вот только... Мы точно хотим, чтобы штрафы для россиян (а раз КоАП федеральный, то именно что для всех россиян, включая жителей регионов с типичной зарплатой в 10–15 тысяч рублей) стали безоговорочно «обдирательными», заставляющими работать на них не только в результате реального хулиганства или крупного ущерба, но и, скажем, за поездку вдвоем на одном самокате?.. В общем, есть у этого метода довольно-таки крупный недостаток.
Хорошо, а что можно сделать еще? Свое мнение есть у муниципалитетов, причем что в Москве, что в Санкт-Петербурге (что, заметим, в Париже). Просто не пускать СИМ на узкие исторические улочки. Это уже сейчас, скажем, предлагают депутаты столичного района Хамовники: скажем, Инна Ковалевская предлагает улицы этого района, находящиеся внутри Садового кольца, признать не приспособленными для движения на электросамокатах. И «подумать, каким образом ограничить движение, скорость». Хотя что тут, собственно, думать: есть соответствующие дорожные знаки, есть возможность ввести «медленную зону».
Одновременно с Хамовниками об аналогичных мерах задумываются питерские законодатели: так, депутат ЗАКСа Алексей Цивилев говорит о возможных запретах на движение СИМ в исторических районах города. «Например, на набережных: у нас выбор стоит между интересами самокатчиков и родителей с детьми — кого в данной ситуации предпочесть?» Причем муниципалы во всех регионах намерены вводить регулирование независимо от возможностей ГИБДД штрафовать отдельных самокатчиков: главное, чтобы новые требования были законом для кикшеринга, у которого все самокаты под контролем спутниковых маячков и потому автоматически соблюдают все скоростные лимиты и запретные зоны.
Да, если прокатная контора правила примет (например, в том, что касается снижения скорости), пользователи будут вынуждены их соблюдать. Фокус, однако, в том, что «крупняк» (а кикшеринг — бизнес именно что крупный, и даже очень), прежде чем брать под козырек, правила активно обсуждает и на их принятие пытается влиять. И вот именно поэтому ожидать, что прокатчики безропотно согласятся сделать запретными зонами исторические центры городов, трудновато.
Просто потому, что, если кикшеринг так сделает (а на личном самокате можно будет кататься сколько душе угодно, ведь гоняться за нарушителями просто некому), он подпишет приговор собственному бизнесу. Ведь в историческом центре большого города (кто давно не бывал, скажем, внутри Садового, вспомните!) СИМ, как транспорт от офиса до ресторана, от ресторана до библиотеки и так далее, особенно нужен. Автомобиль по нынешним временам даже не обсуждаем, общественный же транспорт далеко не всегда оптимален. Так что работающие в центре (и тем более живущие там) выберут покупку самоката, а не его аренду — и точка.
Что остается? В общем-то, простейшая вещь: если нечто служит для передвижения, как мопед, оборудовано мотором, как мопед, и несет риск для окружающих, как он же, — это нечто мопедом и должно являться. Да, со всеми издержками (но и правами), присущими мопедам. Вождение с 16 лет после сдачи экзаменов, либо при наличии других водительских удостоверений, и только на трезвую голову. Обязательный шлем. И государственный номерной знак, который может быть не в виде таблички по моде начала ХХ века, а вполне современным, в варианте QR-кода или спутникового маячка.
Вы много видели в последние годы дорожного пьянства и хамства, в том числе на тротуарах, в исполнении обладателей мопедов? А ведь лет пятнадцать назад эти «табуретки с мотором» были грозой дворов и проспектов: старики и дети лишь успевали уворачиваться от очередного подростка или подвыпившего гражданина, а водители матерились: сбей такого — сядешь как за нормального... Но потом, даже без номерных знаков, кстати, ввели категорию М в водительских правах. И любители 50-кубовых скутеров, несогласные играть по правилам, бодро перегнали свои аппараты в деревню, где они практически никому не мешают.