МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Электросамокаты обучат подавать голос и наказывать рублем лихачей

Появляются новые способы увеличить безопасность средств индивидуальной мобильности

Недавно в России приняты ГОСТ и поправки в ПДД о средствах индивидуальной мобильности (прежде всего, речь об электросамокатах). На это уже отреагировали игроки рынка проката этих устройств и разработчики новых технических решений. Уже в ближайшем будущем электросамокаты начнут отслеживать и рейтинговать поведение водителей, а также издавать запрограммированные операторами или владельцами звуки. Не будет ли в Москве «как в Париже», где недавно запретили прокат СИМ, выяснил «МК».

Фото: Алексей Меринов

Основной причиной для все большего и большего регулирования электросамокатов и других СИМ в России считается статистика ДТП с этими устройствами. Так, в 2022 году, по данным ГИБДД, было зарегистрировано около 1000 ДТП с этими средствами, в них пострадали порядка тысячи человек, 19 человек погибло. Об этом на конференции по микромобильности 6 апреля заявил Дмитрий Митрошин, начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ.

— Пострадавшие в таких ДТП, как правило, пешеходы, — подчеркнул эксперт. — Большая часть происшествий регистрировалась в населенных пунктах, поскольку СИМ, очевидно, средство именно городской мобильности. Наиболее опасные места — выезды с прилегающих территорий, перекрестки, пешеходные переходы. В ¾ случаев ДТП с электросамокатами происходят в светлое время суток.

Представители работающих с прокатными конторами страховых компаний утверждают, что на самом деле количество происшествий с СИМ еще больше — просто часто люди обращаются за выплатами, связанными с травмами и повреждением имущества, в поездках, не обращаясь в полицию. Основная масса водителей СИМ, попадающих в ДТП, — молодые люди, хотя в 2% случаев речь идет о людях 70 лет и старше. А основная разновидность происшествий — наезды самокатчиков на пешеходов. Причем уязвимыми здесь являются не только пешеходы — наездники СИМ страдают не реже и не легче.

Все перечисленное и стало причиной нарастающей регламентации этой сферы мобильности. Причем в некоторых наиболее «самокатных» городах мира регламентация доходит до предела: недавно в Париже было принято решение о запрете свободной (без базовых станций) аренды электросамокатов с 1 сентября.

В России, напомним, с 1 марта ограничена скорость электросамокатов — теперь на велодорожках они могут развивать не более 25 км/ч, а в пешеходных зонах пешеходы имеют абсолютное преимущество. Операторы проката подготовились к этому правилу заранее, и сейчас уже готова первая статистика по новым ограничениям. Как рассказала глава проектов новой мобильности Дептранса Полина Стасюк, уже сейчас ясно, что «медленные» зоны (где прокатные самокаты снижают скорость до пешеходных 6 км/ч) самокатчики предпочитают объезжать, по-другому выстраивая маршруты.

«В результате, — отмечает Стасюк, — потоки самокатчиков и пешеходов разводятся, и это положительный эффект».

Второй рычаг, который уже сейчас применяют некоторые операторы кикшеринга (то есть аренды электроСИМ), — так называемый «режим новичка». Это специальный замедленный режим, разгоняется самокат в нем медленно и плавно, резкий старт исключен. За использование такого режима положены скидки — именно этим и стимулируется его применение.

Наконец, чтобы урегулировать возможные вопросы возмещения ущерба пострадавшим, для прокатных самокатов действует страховка. Отметим, правда, что для пострадавшего, если не удалось зафиксировать момент ДТП на видео с привязкой ко времени, иногда затруднительно получить доказательства для выплаты: операторы проката требуют санкции на это со стороны полиции, а полиция без помощи операторов не имеет однозначной идентификации виновника…

При этом в ближайшем будущем подобных нововведений в электросамокатах станет еще больше. Самое значительное новшество будет связано с системой рейтинга пользователя. Новые методы мониторинга поездок позволят уже скоро анализировать не только длительность и расстояние поездок, но и манеру вождения (например, прыжки через бордюры и другие трюки).

«Основа системы — интернет-модуль, который раз в секунду ловит сигналы с датчиков, — так формируется рейтинг водителя, — пояснил Владислав Калюжный, владелец компании — разработчика соответствующего ПО. — Видно становится количество событий, наносящих ущерб компании, это формирует текущий рейтинг пользователя, а также уведомляет оператора о необходимости ТО. Для тех, кто увлекается экстримом, поездки станут ощутимо дороже, а аккуратные водители получат скидки».

Кроме того, самокаты вскоре (и это уже практически решено) получат свой «голос» — бесшумные электромоторы будут дополнены аудиоколонками, издающими специфические звуки. Это обусловлено как требованиями безопасности движения, так и целями продвижения операторов.

— Звук это не только фактор безопасности, но и важный элемент брендинга для прокатных компаний, — отметил Алексей Лукьянов, менеджер компании — разработчика таких звуковых решений. — Озвучка бесшумных электрических СИМ — большое поле возможностей для дизайнеров. Если озвучка самокатов вызовет нарекания горожан, есть возможность запрограммировать их на соблюдения законов о тишине.

Что будет при этом с частными самокатами (а на них приходится 2/3 ДТП), пока непонятно, на них новые правила принудительно не распространишь. Но учитывая их склонность к самовозгоранию, вполне можно ожидать, что рано или поздно их посчитают слишком опасными для хранения в квартирах. И тогда типичным наездником СИМ станет именно абонент прокатов...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах