Камера слышит, камера знает
Проблема шумных автомобилей стоит в Москве давно — речь идет о мотоциклах без глушителей, любителях громкой музыки и тех, кто любит сигналить подолгу и без повода. Такие автолюбители мешают спать по ночам. Мэр города Сергей Собянин распорядился решить этот вопрос — и в начале сентября внес в Мосгордуму законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для таких водителей. Ожидается, что уже в осеннюю сессию МГД он будет принят. Речь идет о том, чтобы повысить штраф за преднамеренное нарушение тишины автомобилистами до 5000 рублей (с прогрессирующей шкалой для авто с двигателем мощностью более 200 лошадиных сил). Штрафовать предполагается с помощью специальных камер, оснащенных шумомерами, — первую такую камеру уже установили в столице неподалеку от метро «Чистые пруды»: там, в самом центре города, жалобы на шум фиксируются регулярно.
На заседании профильной комиссии МГД, которое прошло в минувший понедельник, замглавы Департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев объяснил, как будет работать новая техника. Камера оборудована четырьмя микрофонами, которые направлены в сторону проезжей части, а также специальным датчиком, который обеспечит работу в ночное время. Для того чтобы выписать штраф, нужно будет иметь в распоряжении панорамную фотографию с траекторией транспортного средства, а также данные об уровне шума.
— Принятия новых норм чрезвычайно ждут все москвичи, страдающие от рева моторов авто- и мототранспорта в ночное время. Шаг за шагом мы добавляем новые сферы регулирования: соблюдение тишины в период коронавирусных ограничений, шум от объектов общепита, размещенных в жилых домах, а также от уличных зазывал с использованием звуковой рекламы и др. Теперь запрет на шум будет распространяться и на улично-дорожную сеть, чего мы добивались в рамках работы по совершенствованию московского законодательства в сфере создания комфортной акустической среды, — отметила депутат МГД Елена Николаева.
Для того чтобы такие камеры можно было использовать повсеместно, они должны пройти сертификацию в Росстандарте. Предстоит выбрать методику измерения шума и установить, какое значение шума будет считаться пороговым — следовательно, откуда считать нарушения (с учетом дорожных условий). В частности, предстоит оформить работу камеры так, чтобы не возникало вопроса — нарушила звуковую гигиену именно та машина, а не другая. Именно этот момент сильнее всего беспокоит скептиков.
— Во Франции такие камеры тестируют уже 3 года. И не планируют запускать в эксплуатацию раньше 2023 года, потому что в течение всего этого времени выявляется масса проблем, — рассказал «МК» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Уровень шума измеряется с большими погрешностями. Французы педантично пытаются довести камеры до нормального качества работы, но я опасаюсь, что в наших реалиях будет иначе: сочтут, что, мол, 10% ошибок — ерунда и погрешность! Дело в том, что в городской среде сложно замерить звук, он отражается от соседних зданий. Во Франции был пример: на стройке громко работала техника, а из-за отраженного звука камера сработала так, что восприняла этот звук как от машины.
По мнению Шкуматова, камера с шумомером действительно может использоваться, но только в качестве вспомогательного инструмента сотрудников ГАИ — то есть камера должна зафиксировать шум, информацию передадут инспектору, а уже он должен догнать и проверить.
— Я против выписывания штрафов в автоматическом режиме, основываясь только на данных камеры. Погрешность будет велика, — добавил Шкуматов.
По первоначальному замыслу планируется фиксировать шум в 5–7 точках по ходу движения транспорта.
Судимость? За руль не садись!
Еще одно потенциальное законодательное новшество — на этот раз не московское, а федеральное — касается требований к водителям такси и общественного транспорта. В Госдуму внесен пакет законопроектов, согласно которым гражданам, у которых за плечами судимость, нельзя будет работать в сфере пассажирских перевозок. При этом требования к водителям такси строже, чем к тем, кто будет управлять автобусами и другими видами ОТ.
Изменения планируется внести в Кодекс об административных правонарушениях, в Трудовой кодекс, а также в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Так, работать водителями общественного транспорта не смогут те, кто имеет неснятую и непогашенную судимость за преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества. Для потенциальных водителей такси требования еще строже — туда не допустят тех, кто был судим за убийства, изнасилования, похищения человека, грабеж и разбой. В такой градации есть логика: с водителем такси пассажир остается наедине, следовательно, риски существенно выше. Об этом сказано в пояснительной записке к законопроекту:
«Перечень преступлений подготовлен на основании предложений правоохранительных органов с учетом степени общественной опасности, возможности сопоставления преступлений, предусмотренных УК РФ, с уголовными кодексами иностранных государств — членов ЕАЭС, а также с учетом статистической информации о количестве осужденных лиц и рецидивах преступлений, полученной от Минюста России», — говорится в документе.
Действительно, сообщения о том, как водитель такси завез не туда, ограбил, изнасиловал или убил пассажира, периодически поступают — и эта проблема требует решения. Авторы законопроекта ссылаются на информацию, полученную от столичного дептранса — там располагают данными о результатах операции «Заслон», проведенной столичным управлением МВД России в августе 2017 года: тогда были выявлены водители легковых такси, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления (9 человек — за убийство, 5 человек — за изнасилования, двое — за захват заложников).
Водители, которые уже работают, должны будут предоставить справку об отсутствии судимости до 1 марта 2023 года.
Между тем председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров в разговоре с корреспондентом «МК» прокомментировал инициативу скептически:
— Давайте будем последовательны и перестанем обслуживать пассажиров, у которых непогашенная судимость. Они ведь тоже могут накинуть водителю сзади удавку на шею или ткнуть ножом. Я не вижу здесь серьезных проблем. Да, бывают рецидивисты, которые долго должны быть под надзором, а бывают люди, которые отбыли наказание — и все, так почему же они не должны получать работу?