— Существует серьезная проблема: в рейс часто выходят водители, которые не могут управлять транспортными средствами, — отметил на заседании комиссии Общественной палаты Александр Воронцов, заведующий юридической клиникой института права и управления Тульского государственного университета. — Традиционная система медосмотров не действует, поскольку не везде возможно ее организовать. В результате, например, только автомобили такси с начала года попали в 694 ДТП. Есть необходимость дистанционно проводить пред- и послерейсовые медосмотры, причем без ухудшения их качества.
По словам Воронцова, особенно высока актуальность таких осмотров в жару, когда температура в некондиционированных автомобилях может достигать 50 и более градусов. Здоровый человек может такое выдержать, а при наличии проблем с сердцем и сосудами это опасно. Должен быть механизм медотвода от дальнейшего управления транспортным средством, причем без потери в зарплате, констатировал эксперт.
— Соответствующий законопроект внесен Правительством РФ, — отметил Максим Некрасов, замдиректора Департамента охраны общественного здоровья, коммерческой и эксплуатационной деятельности Минздрава РФ. — Он содержит поправки в законы о безопасности дорожного движения, об электроэнергетике, о железнодорожном транспорте, об охране здоровья граждан и некоторым другим. Основная цель проекта — обеспечить возможности для работодателей удобно проводить предсменные и предрейсовые медосмотры. Кроме того, технологии телемедицины позволяют использовать в работе статистику, результаты ранее проведенных медосмотров.
По словам чиновника, нормативы по проведению медосмотров с использованием медицинской техники передачи данных имеются, министерство планомерно работает над этим. Телемедицина дает возможность проводить квалифицированные медосмотры и в отдаленных районах.
Другие участники «круглого стола» обратили внимание на особенности применения действующих норм в России. Так, типичной для перевозчиков является ситуация, когда одному водителю выдают сразу два путевых листа — на две смены, поскольку законодательство не допускает длительной непрерывной работы. Один из путевых листов, оформленный «на будущее», нельзя показывать проверяющим инспекторам ДПС, пока действует первый.
— При традиционных осмотрах процент недопуска был около 1% водителей, — отметила замдиректора по персоналу «Мострансавто» Екатерина Гайда. — Но как только перешли к освидетельствованию при помощи аппаратных комплексов, уровень недопуска вырос до 20%! Это потребовало экстренных мер: чтобы вернуть водителей к трудовому состоянию, мы обращались к врачам. У нас нет и не было цели забраковать сотрудников, но необходимо вернуть их в состояние, нужное для плодотворной и безопасной работы.
Повысить безопасность движения можно будет и путем применения электронных путевых листов, отметила Гайда. Представители других транспортных предприятий на «круглом столе» привели и другие цифры — около 40% водителей в результате аппаратных медосмотров получают недопуск по гипертонии. Чаще всего их удается привести в норму путем медикаментозной терапии.
Как рассказали разработчики системы, один из вариантов телемедосмотров — специальные кабины, напоминающие фотобудки. Там замеряется сразу несколько параметров самочувствия водителей — в частности, артериальное давление и наличие паров алкоголя в крови. Испытания уже показали, что сплошной медосмотр обнаруживает остаточный алкоголь у 4–5% водителей. Правда, по мере привыкания к новым правилам игры процент отстраняемых по этой причине от вождения снижается до приемлемых цифр, около 1%.