В настоящее время контрафакт в России пользуется широким спросом населения. Исходя из исследования юридической компании BrandMonitor, более 85% наших сограждан лояльно относятся к покупкам поддельных товаров, а 75% — постоянно приобретают такие вещи в подарок друзьям. Обязательная маркировка, как полагают чиновники, может затронуть одежду, обувь, текстиль, парфюмерную продукцию и колесные диски.
По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, доля незаконного оборота товаров в разных отраслях в России составляет от 20% до 50%. В денежном выражении это составляет более 2 трлн рублей, или около 15% от доходной части российского федерального бюджета в 2018 году. По оценке представителя Роскачества Марии-Марты Галичевой, в разных секторах экономики России контрафакт может доходить до 30%.
Тотальную войну с подделками можно только приветствовать. Несмотря на снижение реальных доходов в последние несколько лет, россияне привыкли с претензиями относиться к оценке покупаемых товаров. Однако к каждой категории покупок, по мнению зам. директора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, нужно относиться предвзято — дешевые изделия выгодно отличаются от своих аналогов.
Объем уничтоженного «санкционного» продовольствия в последние годы оценивается в 2–5 млрд рублей в год. «Собственное производство не может уничтожить «серый» рынок, который оценивается в $300 млрд. Давно назрела необходимость вмешательства государства», — полагает эксперт.
Как подсчитали независимые эксперты, снабжение чипов полной информацией требует значительных технологических и человеческих ресурсов, что увеличит конечную стоимость еще на 5%. В итоге товары, попадающие под необходимость конкретного отождествления с этими требованиями, могут подорожать на 10%.
По мнению экспертов, даже после ужесточения регулирования проблема вряд ли будет решена. По мнению главы правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, государство, по сути, вводит новый налог — на качество покупаемых товаров. «Подобных прецедентов в мире просто не существует. Российские надзорные органы предпочитают перекладывать ответственность и затраты на потребителя, демонстрируя тем самым свою беспомощность. Сотни тысяч российских потребителей смогут предъявить свои претензии государству в случае приобретения недоброкачественного товара. Нельзя исключать, что чиновники будут справляться с этой проблемой превентивными, законодательными мерами, которые поставят крест на многих предприятиях малого и среднего бизнеса, демонстрируя собственную недееспособность и беспомощность», — полагает Янин.