Согласно отчетам чиновников, на 24 ноября в системе зарегистрировано около 600 тыс. 12-тонников, что составляет 60% от общего объема отечественного парка. К этому количеству необходимо добавить около 400 тыс. фур зарубежных логистических компаний, работающих у нас в стране. За неделю сборы составили 312 млн рублей, пользователи оформили 438 тыс. маршрутных карт. Всего за год планируют собрать 40 млрд рублей. При этом более четверти денег в 2016 году будет выделено компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), являющейся оператором системы.
Простые дальнобойщики оплачивают услуги «Платона» двумя способами: с помощью маршрутных карт или бесплатного бортового устройства. Но проблемы начались с первого дня эксплуатации. Возник дефицит бортовых устройств. Их производит в России только одно предприятие в Санкт-Петербурге, которое не в состоянии быстро покрыть все заказы. В лучшем случае нехватку девайсов ликвидируют весной следующего года.
Кроме того, сайт компании, обслуживающей систему, постоянно зависал. Невозможно было оплатить. Если по пути от того места, где закончились деньги, до офиса попадется хотя бы одна контрольная рамка или мобильный передвижной пункт, который зафиксирует проезд без оплаты, выписывается огромный штраф.
Впрочем, Дмитрий Прончатов утверждает, что все эти проблемы уже в прошлом и с вечера 23 ноября портал работает без сбоев. В Росавтодоре любят повторять, что в России самый низкий тариф среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49 за км, а у нас всего $0,025. Однако некорректно сравнивать европейские страны с Россией, где длина федеральных трасс и расстояния между населенными пунктами несопоставимо больше.
Как бы то ни было, протесты дальнобойщиков не напрасны. Правительство пошло на попятную, собираясь многократно снизить размер штрафов за нарушение правил оплаты за проезд по федеральным трассам. Сейчас они варьируются от 5 тыс. рублей до 1 миллиона в зависимости от вида собственника автомобиля.
Однако на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича уже согласованы новые «поборы». Они составят 5 тыс. рублей за первое и 10 тыс. рублей за второе нарушение. Причем шкала будет плоская и не будет зависеть от владельца транспортного средства. В ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Предложения в целом оставить «Платон», но снизить тариф недопустимы, — заявили «МК» в Ассоциации «Дальнобойщик». — В существующем виде «Платон», и это уже доказано, несет серьезный ущерб экономике, превышающий возможные выгоды дорожников. Но если мы соглашаемся со снижением тарифов, теряется весь смысл проекта. Собираемые деньги не дойдут до дорог, они пойдут только в оплату услуг концессионера! Главная цель не достигается.
«Платон» страдает не разовыми ошибками, а системными сбоями в работе. Сайт значительную часть времени «висит». Сложно внести деньги на лицевой счет. Невозможно проконтролировать правильность их списания. Есть подтвержденные документами факты, когда внесенная сумма списывается по 4–5 раз за одну поездку. Маршруты система рисует порой просто безумные. Из Тюмени через Пермь на Москву выдает — 11 тысяч километров... Ведет грузовой транспорт по недостроенным мостам. Заводит туда, где висят дорожные знаки «Грузовому транспорту въезд запрещен». Бортовые устройства самопроизвольно отключаются. В Германии подобного рода система тестировалась более двух лет, и еще пару лет устраняли всплывающие ошибки и «косяки». «Платон» не прошел сколько-нибудь серьезного тестирования, приемка системы была чисто «бумажной», формальной... А снижение штрафов иначе как подачкой не назовешь... Митинги в регионах. Колонны машин вдоль обочин. Маховик уже раскручен. Подаются официальные заявки, получаются необходимые разрешения для проведения акций гражданского протеста в рамках действующего законодательства».