При помощи беспилотного устройства, оснащенного видеокамерой, представителям Ocean X Team удалось увидеть, что длина «мини-субмарины» — 20 метров, ширина же составляет 3,5 метра. На корпусе видны кириллические буквы, что, по мнению дайверов, указывает на «российское» происхождение. На фотографиях, сделанных на глубине, видно, что в надписи на подводной лодке присутствует элемент дореволюционной орфографии — твердый знак на конце слова.
«Когда появились первые вести об этой находке, мы не знали, какой эпохи эта субмарина, — рассказал «МК» шведский журналист Пер Энеруд. — Как вы понимаете, в Швеции достаточно часто обсуждают появление российских подлодок. Например, в 1980 году советская подлодка села на мель возле Швеции. Такой была первая реакция, но достаточно быстро эксперты установили, что это историческая подлодка. Сейчас ее обсуждают с интересом. Это доказывает близость наших стран, доказывает то, что Первая мировая война была достаточно близко к нашим берегам. Военные подозрения быстро рассеялись. Тем более невооруженным глазом видно, что название судна написано кириллицей с твердым знаком. Нельзя подозревать, что это современная подлодка. Сейчас есть исторический интерес. Люди стали интересоваться: что мы будем делать с этим судном — поднимать, изучать или открывать, ведь, по новостным сводкам, весь экипаж остался на борту? Этот аспект тоже нужно решать».
— Я получил письмо от шведского дайвера Роберта Йохансона, — сообщил «МК» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь КУРДИН. — Видео и фото, что мне ныне прислали шведские коллеги, не дают с полной уверенностью утверждать, что найдена именно подлодка «Сом». При просмотре видеоматериалов, которыми мы сейчас располагаем, меня насторожило слишком хорошее состояние корпуса затонувшей подводной лодки. Нет следов обрастания водорослями, как это обычно бывает. Я много видел видео затонувших субмарин — и даже после 50 лет нахождения в морской воде корпуса подводных лодок не были в столь идеальном состоянии, как на полученных нами видеосъемках. Но по размерам найденная лодка подходит под описание русской подлодки «Сом», которая, в общем-то, не совсем русская. Она была построена в США по проекту Джона Филипа Голланда в 1901 году. Лодка «Сом» несла боевой дозор и погибла от столкновения со шведским пароходом «Ингерманланд» в мае 1916 года, когда шла Первая мировая война. Если шведы дадут нам координаты обнаруженной лодки и координаты столкновения парохода с подлодкой в 1916 году и они совпадут с координатами позиции «Сома», это будет еще один признак того, что найдена русская мини-субмарина, пропавшая во время Первой мировой.
— На борту было 18 человек. Внутри подлодки могут сохраниться останки экипажа?
— По нашему опыту, даже при обнаружении лодок Второй мировой войны никогда останки экипажей не сохраняются. Морская вода не консервирует их. Лодка полностью заполнена водой, туда проникают планктон и прочая живность. Ожидать, что мы там найдем скелеты погибших подводников, не стоит. Если эта лодка будет квалифицирована как подлодка Российского императорского флота, то никто без нашего уведомления и разрешения не имеет права производить с ней какие-либо действия. По международной морской практике это — воинское захоронение. И нельзя нарушать покой погибших. Поднять лодку и поставить ее в музей шведы не смогут. Это корабль Российской империи, а мы — правопреемники....