— Почему сейчас опровергают версию перегруза и нарушения балансировки?
— Эти пароходы предназначены для того количества рыбы, которое они могут поймать. Все рассчитано: сколько бы судно ни поймало рыбы, оно никак не перегрузится. Это же не сухогруз, который пришел в порт, встал, его грузят и грузят. Или вот говорят сейчас: мол, тащили трал и перевернулись. Это обычная технологическая операция, которая выполняется сотни и сотни раз. Эти пароходы были построены еще в прошлом веке, их было больше сотни, они всегда работали безаварийно. Они очень устойчивые, мореходные. Другое дело, что их техническое состояние оставляет желать лучшего. Потому что годы есть годы. Например, БАМТ «Дальний Восток» — 26 лет от роду. Но если он имел документы, значит, соответствовал требованиям.
Мы сделали огромное количество экспертиз по кораблекрушениям, и хочу сказать, что всегда сталкиваемся с одной и той же картиной: крушение происходит по совокупности причин.
— Траулер «Дальний Восток» мог столкнуться со льдиной?
— Такое столкновение вряд ли могло привести к аварийности. Другое дело, что судно могло пройти вдоль ледяного поля, которое разрезало обшивку корпуса судна, его подводную часть, и вода пошла в машинное отделение. Экипаж бросился бороться с водой, спасать пароход. Была дана команда выбирать срочно трал, чтобы облегчить ситуацию. И в этот момент судно могло получить дополнительно крен. При этом могли оказаться открытыми двери в рыбный цех или какие-то другие двери, что позволило воде поступать в другие помещения и затапливать судно.
Учитывая, что были, например, плохие водонепроницаемые переборки, вода, попав в один отсек, тут же начинала проходить в другой. Как это было, например, при крушении теплохода «Адмирал Нахимов». Тогда вода вошла в два отсека, а потом из-за гнилых водонепроницаемых переборок моментально распространилась по всему судну.
Я предполагаю, что крушение произошло, потому что трал за что-то зацепился. Например, за подводную лодку. И уходя из этого трала, она могла потянуть за собой пароход и перевернула его. Это версия наиболее реальная, на мой взгляд. И лодка могла быть отнюдь не российская.
— Говорят, что атомной подводной лодке в Охотском море делать нечего.
— А вы думаете, что дизельная подводная лодка не способна перевернуть пароход? Я считаю, что эта версия имеет право на существование.
Когда сейчас говорят, что капитан ошибся, я хочу возразить: выборка трала — настолько рядовая операция, что капитану при этом необязательно присутствовать. Вахтенные помощники с этим отлично справляются, рыбаки ведь рыбачат круглосуточно.
— Почему они не подали сигнал бедствия?
— Просто могли не успеть. Самой борьбы за живучесть судна, может быть, даже и не было. Борьба за живучесть — это какая-то процедура, которая предполагает целый ряд мероприятий, которые выполняются каждым членом экипажа. Есть, например, борьба с водой, когда она проникает в помещение. Есть борьба с пожаром, когда судно загорелось. Или человек оказался за бортом, и его надо спасти. А есть так называемая тревога по оставлению судна, то есть когда судно уже никто не спасает, а спасают членов экипажа. И в этом случае каждому члену экипажа в инструкции прописано, что надо делать. События могли развиваться настолько быстро, что радиооператор не успел дать сигнал бедствия.
Пароходы ведь гибнут быстро. В 1986 году тот же «Адмирал Нахимов» затонул, например, за 8 минут. А это огромный лайнер.
— Почему, на ваш взгляд, не были в полной мере использованы спасательные средства?
— Плот, например, всплывает сам. Судно тонет, на глубине 20 метров срабатывает гидростат, и плот всплывает. Сейчас идет информация, что в районе крушения «Дальнего Востока» находят плоты пустые, без людей. Это означает, что шлюпки никто не спускал, события развивались настолько быстро, что они просто не успели этого сделать. Чтобы спустить шлюпку, даже при хорошей тренированности требуется около 10 минут. Надо ведь еще пробежаться, собраться... И еще учитывайте один немаловажный факт: на пароходе около половины экипажа были иностранцы, которые ни русского, ни английского языка не знали. На каком языке они между собой общались? Это такая «Вавилонская башня». Я предполагаю, что большинство погибших будут иностранцами.
— Откуда на траулере были молодые ребята, которым было 16–17 лет?
— Могу предположить, что это курсанты, которые проходили практику. Международная конвенция допускает нахождение курсантов от 16 до 18 лет на борту любого судна.
— Сколько обычно длится поход?
— Судно ушло 4 января из порта Владивосток. До сих пор оно где-то плавало. Оно могло заходить в какие-то иностранные порты. Но, по имеющейся у меня информации, в российские порты оно не заходило. Это пароход океанского плавания. Он и строился с целью, чтобы месяцами находиться в море. По 5–6 месяцев.
— Сколько времени человек может продержаться в холодной воде?
— Я могу назвать вам какие-то нормы, но они иной раз теряют смыл. Приведу пример. В 2004 году под Находкой во время сильного шторма затонули два грузовых теплохода «Вест» и «Ароса». Один из матросов, который находился в ноябрьской холодной воде на севере Японского моря, продержался 41 час. При этом он не был ни в плоту, ни в шлюпке. Просто держался все это время за какое-то бревно. Когда его подобрали, он был жив, более того, ничем не заболел. Если говорить об Охотском море, то те люди, которые оказались в воде без гидрокостюма, могли продержаться в воде 10–15 минут — и все. Поэтому сейчас поиски идут уже не людей, а тел моряков.
* * *
Столкновение судна «Дальний Восток» с большой льдиной рассматривается как одна из причин катастрофы. Чтобы понять, насколько она может рассматриваться в качестве реальной, «МК» обратился к специалисту по льдам, гляциологу из Института географии РАН Николаю ОСОКИНУ.
— Лед в Охотском море действительно есть. В это время года он может быть частично подтаявшим и затонувшим, так что моряки могли его просто не заметить.
— Какой могла быть площадь льдины, от которой теоретически могла возникнуть пробоина в судне?
— Льдины в Охотском море могут достигать тысячи квадратных метров. Только я бы не стал связывать в данном случае гибель судна со льдиной. Уж больно быстро оно затонуло. При пробоине в борту плавсредство не перевернулось бы, а ровно и гораздо медленнее ушло под воду.
— До какого времени лед сохраняется в море?
— Примерно до мая.
— Локаторы такие льдины никак не выделяют?
— Когда они притоплены, то есть на поверхности ничего нет, локаторы, как правило, их не видят или путают с чем-нибудь нетвердым.
* * *
Мы связались с главным редактором сетевого проекта «Морской бюллетень» Михаилом ВОЙТЕНКО. Он прокомментировал свое видение трагедии:
— На мой взгляд, трагедия произошла, потому что у судна была нарушена остойчивость (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. — И.Б..) в результате каких-то действий экипажа. Возможно, произошла ошибка экипажа. Кто-то мог производить в машинном отделении перекачку топлива, балластных вод, и в это же время производилась выборка трала. И вот эта выборка и вызвала опрокидывание судна. Если бы все-таки произошла пробоина, то такое судно, как «Дальний Восток», не потеряло бы мгновенно остойчивость. Вспомните «Титаник». Он тонул несколько часов. Если бы подобная ситуация произошла с «Дальним Востоком», то моряки успели бы подать сигнал бедствия, спустить шлюпки — часа два у них было бы в запасе. Но их счет шел на минуты. Только потеря остойчивости могла спровоцировать молниеносную трагедию. Суда типа «Дальний Восток» надежны и рассчитаны для работы в экстремальных условиях, и так легко он не мог опрокинуться из-за столкновения. К тому же столкновение с препятствием может привести к гибели судов, в которых есть большие помещения, например, паромов, а затонувший траулер разбит на множество отсеков.
— Неудовлетворительное техническое состояние судна могло иметь место?
— Версия тоже несостоятельная. Эти суда очень живучие. Даже если барахлил двигатель — ничего страшного, не мог он привести к крушению траулера. Прогнила прошивка? Тоже ерунда. Не потонуло бы судно в считаные минуты. Даже если при расследовании обнаружат какие-то технические неполадки, их вряд ли станут принимать во внимание. К тому же перед выходом этого судна в море его точно тщательно проверяли. Даже при всеобщем бардаке таких явных «косяков» не допускают.
— Вас удивило количество спасенных людей — 63 человека на данный момент?
— Да, меня эта цифра, честно говоря, удивила. Для такого страшного крушения это большое количество. Рядом с траулером находились другие суда, которые подбирали людей. Как они успели их спасти — не понимаю. Ведь человек в такой холодной воде, около нуля градусов, может находиться не более 5–10 минут. Спустя это время он покойник. Есть целая шкала выживаемости человека в воде при определенной температуре.
— Люди, которые спаслись, могут умереть в больнице от переохлаждения?
— Могут умереть, и такие случаи часто происходили. Даже те, которых уже вылечили, в скором времени погибали. Дело в том, что спасением экипажа занималось судно «Андромеда», вряд ли там находились врачи. Также переохлажденному человеку в первую очередь необходимо тепло, горячая ванна. На «Андромеде» наверняка всего две ванные комнаты — для капитана и помощника. А спасенных людей туда загрузили десятки.
— Почему на борту «Дальнего Востока» находилось так много народу — 132 человека?
— По моим данным, численность экипажа превышена всего на 20 человек. Для рыболовного судна такое количество народа на борту — это естественно.
— Почему так много иностранцев?
— Тоже обычная практика. В основном в море выходит много рабочих с плавзаводов.
— Как внутри траулера все оборудовано?
— Столовая, комната отдыха, душевые, в каютах размещалось по 4 человека.
— Зарплата у моряков большая? Есть ради чего рисковать?
— Сейчас на торговом флоте рядовые моряки получают 1500 долларов в месяц при бесплатном питании. Думаю, на «Дальнем Востоке» были такие же зарплаты.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»: САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КАТАСТРОФЫ ТРАУЛЕРОВ
17 января 2006 г. — в Татарском проливе во время сильного шторма затонула рыболовецкая шхуна «Зейна-мару», ходившая под флагом Белиза, погибли 11 человек.
7 января 2011 г. — неподалеку от мыса Ламанон (Сахалин) пропала рыболовецкая шхуна «Партнер», ходившая под флагом Камбоджи. На ее борту находились 14 граждан России, все они погибли.
11 февраля 2011 г. — в Охотском море пропал траулер «Аметист» Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. В мае 2012 г. судно обнаружили затонувшим. Все 24 члена экипажа считаются погибшими.
26 января 2013 г. — в Японском море во время сильного шторма перевернулось и затонуло судно «Шанс-101», занимавшееся краболовным промыслом. Из 30 моряков погибли 16 — семь индонезийцев и девять россиян.
1 декабря 2014 г. — в международных водах Берингова моря затонул рыболовный траулер Oryong-501, на борту которого находились 60 членов многонационального экипажа. Обнаружены тела 27 человек, еще 26 моряков числятся пропавшими без вести.