— Давайте не будем отвечать на первый вопрос: «кто виноват?» — и перейдем сразу ко второму: «что делать?», — миролюбиво предложил статс-секретарь ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков. — Сейчас восстановлены триста маршрутов, до конца года можно пустить все остальные. Для этого мы просим правительство о двух вещах: вернуть субсидирование пригородных компаний, которое было отменено. И установить нулевой НДС на пригородные перевозки. Суммарно эти меры дадут 15 миллиардов рублей, которые помогут решить проблему в краткосрочной перспективе. Но для долгосрочного решения нужен комплексный план; возможно, закон о госзаказе на пассажирские перевозки и гарантиях регулярного транспортного обслуживания граждан.
Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что переговоры с Минфином об этих 15 млрд уже идут. Пока же восстановить отмененные в декабре и январе рейсы рискнули РЖД — за свой счет.
Как же будет решаться проблема в дальнейшем? Тариф на пригородные перевозки устанавливают региональные власти исходя из платежной способности населения. Себестоимость этих перевозок выше. Разницу пассажирским компаниям должны доплачивать из регионального бюджета, но это не делается, и перевозчики либо банкротятся, либо отменяют убыточные маршруты.
Соколов привел такой пример: «Регионы ответственны, в частности, и за обновление подвижного состава. И они выделяют деньги на новые автобусы, троллейбусы, трамваи… А на локомотивы и вагоны — в десятки, если не в сотни раз меньше». Понять регионы можно. У них денег нет.
Итак, 2015 год завершится, все маршруты восстановятся. Что дальше? Пока получается одно из двух. Либо регионы будут должны согласиться на экономически обоснованные тарифы. И тогда поездка для пассажиров станет роскошью. Либо пассажирские компании снова начнут разоряться, снимать электрички с рельсов, а потом Путин соберет совещание, устроит всем разнос, и постепенно сообщение восстановят. Но опять — только на год.
— Президенту опять придется приложиться к теме, — резюмировал сенатор Николай Рыжков. — Я ухожу с совещания, так и не увидев выхода.
Ответил министр транспорта и на вопросы, касающиеся строительства автомобильных дорог. Главным из них остается такой: сможет ли отрасль выполнить поручение Путина и увеличить автодорожное строительство в ближайшее время вдвое? Соколов признал, что дорожные фонды из-за налогового маневра скудеют, зато растут инвестиции. В 2014 году в автодорожный инвестиционный портфель добавилось 1,5 трлн рублей, а это, заметим — уже 10% от всех инвестиций в российскую экономику. Есть расчет и на государственно-частное партнерство. Особенно на ту ее часть, которая является принудительной: с большегрузных автомобилей (выше 12 тонн) планируется брать плату за проезд по федеральным трассам, а вырученные деньги пойдут на строительство новых дорог. Законопроект на этот счет уже готовится. «Рост дорожного строительства приведет к подъему смежных отраслей: металлургии, машиностроения, производства строительных материалов», - полагает министр.
Но вернемся к железнодорожной теме. В пятницу планировалась провести массовую акцию протеста на вагоностроительном заводе в Твери. Более трех тысяч сотрудников были готовы выйти на манифестацию против сокращений, связанных с уменьшением спроса на подвижной состав. Однако в четверг вечером профком отменил акцию. Это может быть напрямую связано с восстановлением пригородного сообщения по всей стране. По некоторым данным, в последние дни завод получил заказ на 300 новых вагонов.