В первом номере «Юного коммунара», датированном 11 декабря 1919 года, указан адрес редакции: Большая Дмитровка, дом 15а, третий этаж.
Упомянутое здание входило в комплекс бывшей городской усадьбы, построенной в 1824 году для московского генерал-губернатора Д.В.Голицына; четыре десятилетия спустя новые владельцы, купцы Востряковы, надстроили дом третьим этажом. В начале прошлого века дом №15а по Большой Дмитровке являлся примечательной точкой на карте города. Тогда это был один из очагов культурной жизни Москвы. Удалось найти упоминания о том, что в здании оборудованы клубные помещения — с библиотекой, концертным залом, картинной галереей и даже небольшим ресторанчиком. В 1905–1919 гг. здесь проводил свои «среды» литературно-художественный кружок, созданный по инициативе писателей А.П.Чехова, Н.Д.Телешова и актера А.И.Южина. Среди завсегдатаев в разное время были поэты В.Брюсов и В.Маяковский, знаменитые артисты М.Ермолова и Л.Собинов... «Кружковцы» проявляли бурную активность даже в первые годы советской власти — ставили спектакли, устраивали выставки художников, концерты. К слову сказать, одно из мероприятий, проведенных в зале литературно-художественного кружка, торжественный вечер Пролеткульта, 6 ноября 1918 года посетил сам Ленин. Он даже произнес импровизированную речь в связи с грядущей первой годовщиной Октябрьской революции. «Вождь пролетариата» неоднократно бывал в доме №15а и в последующем, когда вместо очага культурной жизни здесь появился очаг жизни партийной. С осени 1919-го в здании работал Московский комитет РКП(б).
Под той же крышей партийцы приютили и своих «младших товарищей» — руководство комсомольской организации города. Само собой, когда у тех возникла идея выпускать собственную газету для юных коммунаров, то помещение для редакции выкроили все в том же здании. Там немногочисленные сотрудники работали над несколькими первыми номерами «Юного коммунара».
Сейчас надстроенный в советское время еще несколькими этажами, изменившийся до неузнаваемости старый дом №15а по Большой Дмитровке относится к комплексу зданий, занимаемых Генеральной прокуратурой РФ. О прежней его истории напоминает лишь установленная более 40 лет назад мемориальная доска, рассказывающая о том, что здесь бывал Ленин.
На месте своего рождения столичная «молодежка» находилась недолго. Уже осенью 1920-го состоялась ее «передислокация». Совсем малозаметная: газетчиков вместе с горкомом комсомола перевели в здание по соседству, а потому в адресе редакции поменялась лишь одна буква: Большая Дмитровка, 15б.
Владимир Ермилов, работавший в 1920–1921 гг. редактором газеты (которую уже переименовали в «Юношескую правду»), впоследствии вспоминал: «Четыре маленькие комнатки. Холодно, сидеть нужно в пальто, писать в перчатках… Здесь раньше помещалась парикмахерская какого-то Жана или Поля. Зато теперь здесь — Московский комитет РКСМ со всеми отделами и подотделами. Здесь же на одном столе приютилась редакция органа «МК» — «Юношеской правды». Один стол, два стула да несколько пудов бумаги в чулане, раздобытых каким-то непонятным для самой редакции чудом...»
Летом 1921 года редакция «ЮП» поменяла прописку еще раз. В номере за 1 июля указан новый адрес: Козьмодамианский пер., д. 5. Сейчас найти это место просто так не удастся: нет на карте Москвы переулка с таким названием. Зато когда-то их было целых два! Козьмодамианский переулок, о котором идет речь, располагался между Тверской и Большой Дмитровкой, являясь продолжением Столешникова переулка. Существовал он до 1922-го, когда был объединен со Столешниками. Ныне даже следов дома №5 не отыскать. На месте этого и еще нескольких старых зданий еще в 1926 году был построен монументальный корпус Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма и разбит небольшой сквер.
Прошло всего несколько месяцев, и у журналистов «ЮП» опять новоселье. С зимы 1922 года адрес «молодежки», который печатался рядом с титулом, выглядел так: угол Большой Дмитровки и Глинищевского переулка. (Переезжали в декабре-январе, видимо, эти «организационные хлопоты» и помешали выпустить январскую «Юнправду». Зато в феврале вышел сдвоенный ее номер.) Побывав на указанном в старой газете месте, автор этих строк убедился, что «заковыристо» сформулированный адрес на самом деле совпадает с одним из прежних редакционных «мест дислокации»: на пересечении Глинищевского и Большой Дмитровки находится уже упоминавшийся выше дом №15б.
Но и на старом-новом углу (между прочим, по нынешним временам место очень престижное: прямо напротив здания Совета Федерации) редакция оставалась недолго. Следующий переезд случился на исходе 1923 года. Теперь «Юнправда» обосновалась по другую сторону от Тверской улицы. В декабрьском номере газеты указан адрес: Леонтьевский пер., 18. Сейчас в этом здании (бывший особняк графа А.Уварова, построенный в середине XVIII в.) находится посольство Украины, а в то время, о котором идет речь, здесь располагались некоторые подразделения и службы МК РКП(б). Из истории известен знаменитый теракт 1919-го: устроенный анархистами взрыв бомбы в здании МГК партии в Леонтьевском, во время которого погибли несколько видных большевистских вождей во главе с товарищем Загорским. Так вот, восстановление сильно поврежденного особняка завершилось только в 1922-м. Одно из свободных отремонтированных помещений было передано впоследствии для размещения редакции «ЮП».
И еще несколько раз после этого газета столичных комсомольцев, получившая с января 1924 года название «Молодой ленинец», перебиралась из одного здания в другое, меняя адреса.
Начало 1926 года — Большая Дмитровка, 22. Сентябрь 1926-го — Столешников пер., 8. Перед первым ее закрытием («молодежка» не выходила с июня 1928-го по август 1929-го) редакция «МЛ» располагалась на Тверской, в доме 42 (старый многоэтажный дом сохранился, но теперь «прописан» на 1-й Тверской-Ямской).
В №1 возрожденного «органа Оргбюро ЦК ВЛКСМ, Московской обл. и МК», вышедшем 1 сентября 1929 года (именно с этого времени и появилось столь знакомое теперь всем название газеты — «Московский комсомолец»), указан очередной — и опять загадочный для современного жителя столицы — адрес редакции: Москва, Марксова, 20. Удалось выяснить, что улица с таким революционным названием существовала в нашем городе в 1919–1938 гг., потом ее переименовали в улицу Карла Маркса, а в послеперестроечные времена вернули первоначальное историческое название — Старая Басманная. Как пояснил московский краевед Валерий Любартович, в доме №20 (нынешний адрес — Старая Басманная, д. 20, корп. 13, стр. 1) располагался в те годы Красногвардейский райком партии — один из крупнейших в городе. Судя по всему, в трехэтажном райкомовском здании нашлось место и для немногочисленной редакции городской молодежной газеты.
Впрочем, уже совсем скоро адрес «Московского комсомольца» опять поменялся: с ноября того же 1929-го журналисты «МК» оказались «расквартированы» в доме №15 на Тверской улице (существующее ныне под этим номером здание построено позднее — во второй половине 1930-х, при масштабной реконструкции улицы Горького).
Дальше были длительные перерывы в биографии газеты: «Московский комсомолец» не выходил с 1930-го по 1940-й и с лета 1941-го по осень 1945-го.
Вновь ставшую регулярно выходить после войны столичную «молодежку» поселили в «большом газетном доме» — редакционно-типографском комплексе, находившемся по адресу: Потаповский пер., 3. В здании располагались редакции нескольких московских газет. Некоторые подробности об этом «жилище» «МК» довелось услышать несколько лет назад от журналиста-ветерана Михаила Макарова.
— Я работал литературным сотрудником в отделе информации «Московского комсомольца» после демобилизации из армии, с февраля 1946 года до начала 1948-го. Тогда сотрудникам приходилось тесниться: «молодежка» занимала лишь половину третьего этажа, а в другом крыле здания располагалась редакция «Вечерней Москвы». Зато на нашем этаже был общий конференц-зал для всяких собраний, торжественных церемоний. Там поставили привезенные из Германии, из какого-то, видимо, богатого поместья, красивые диваны с высокими резными спинками... В этом зале не раз проводились встречи с интересными людьми. Запомнилось, например, как однажды к нам в редакцию пригласили знаменитого, как теперь модно говорить, экстрасенса Вольфа Мессинга. Маэстро демонстрировал свои сверхспособности, а я оказался у него в роли ассистента. Задачу Мессингу «эмковцы» предложили такую: найти кусок фотопленки, который мы предварительно спрятали в карман пиджака одного из наших коллег-журналистов. Мессинг взял меня за руку, велел думать о «тайнике» и двинулся по редакционным коридорам. Нашел пленку с первого захода!..
В Потаповском «Московский комсомолец» «прожил» почти 10 лет, а потом вместе с другими редакциями городских газет переехал в здание, расположенное совсем неподалеку, — только задний двор пересечь. Но главный фасад этого дома выходил уже на другую улицу. Отныне адрес редакции стал таким: Чистые Пруды (Чистопрудный бульвар), 8. В огромном корпусе на Бульварном кольце помимо нескольких газетных редакций размещалось еще крупнейшее столичное издательство «Московский рабочий». Здесь, в центре города, «молодежка» обосновалась на два десятилетия. Наконец, в 1975 году состоялось последнее на сегодняшний день большое переселение журналистов «МК» — в новый редакционно-издательский комплекс, специально построенный на Пресне, у перекрестка Звенигородского шоссе и улицы 1905 года.
Мы попытались выяснить предысторию этого московского уголка, и здесь помогли читатели «МК» — старожилы района. Вот что удалось узнать с их помощью.
В первые послереволюционные годы там, где возвышается нынешний редакционный «Белый дом», находился пустырь, известный среди местных жителей под названием «Горючка». Позднее именно это пользовавшееся дурной славой место, на котором постоянно тусовалась шпана, приглянулось легендарным футболистам братьям Старостиным для устройства футбольного стадиона. Построенный спортивный объект с деревянными трибунами на 5 тысяч зрителей назывался сначала «Красная Пресня», но потом его переименовали в «Красное Знамя». Летом здесь проходили матчи на первенство Москвы по футболу, а зимой организовывали игры в хоккей с мячом, состязания конькобежцев... Дважды пресненский стадион принимал на своих дорожках даже участников европейских чемпионатов по конькобежному спорту!
Рядом со стадионом находился завод лаков и красок, регулярно отравлявший воздух в окрестностях своими удушающе-сладкими выбросами. В 1960-е гг. это «ароматное» производство перевели в Подмосковье, стадион сломали, и на освободившейся территории было построено существующее ныне здание редакционно-издательского комплекса «Московская правда».
«МК» был первой газетой, справившей новоселье в «Белом доме на Красной Пресне». Наша редакция перебралась на Звенигородское шоссе с Чистопрудного бульвара летом 1975 года, а первый газетный номер, подготовленный журналистами в этих стенах, датирован 12 августа 1975-го. Так что впереди у нашей редакции еще один юбилей — 40-летие жизни «МК» на Пресне.