ВИЗИТКА
Александр ЛЕСУН родился 1 июля 1988 года. Заслуженный мастер спорта. 3-кратный чемпион мира (2011 – в командном, 2012 и 2014 – в личном зачете), победитель Кубка мира, 3-кратный чемпион Европы (2011, 2012 – в командном, 2014 – в личном зачете) по современному пятиборью. Выступает за московское «Динамо».
На Олимпийских играх в Лондоне он был в числе фаворитов. До конца боролся за победу, но в итоге занял самое обидное – четвертое место. До бронзовой медали Александру Лесуну не хватило 72 очков. Обидно, конечно, но в спорте такое случается. Александр это знает и серьезно готовится к тому, чтобы взять реванш на Играх в Рио-де-Жанейро. Жаль, что до них еще около двух лет. Лучше бы Олимпиада прошла в этом сезоне, который для Лесуна сложился на редкость удачно. Он выиграл четыре турнира подряд – чемпионат и Кубок мира, чемпионат Европы и Кубок Кремля.
У нас начинают с плавания
— Четыре турнира подряд – это очень серьезная заявка на лидерство в мировом современном пятиборье. Не рановато ли вы начали устрашать своими победами соперников?
— Согласен, до начала Игр еще далеко. И важно не перестараться. Но я не привык играть в поддавки со своими соперниками. Если нормально готов, надо побеждать. Другое дело – не любой ценой. А то перед Лондоном мы выигрывали почти все турниры подряд, а во время Игр, увы, оказались за чертою призеров. Это было обидно.
— А что тренеры на этот счет говорят?
— Они не говорят, они смотрят, в какой мы находимся форме, корректируют нашу подготовку, следят за тем, чтобы не было перегрузок, которые приводят к травмам.
— Современное пятиборье достаточно непростой и разноплановый вид спорта, поэтому и тренер у вас, наверное, не один?
— Все верно. Со мной работают трое специалистов. Руководитель тренерского штаба Алексей Хапланов отвечает за подготовку в циклических видах (бег, плавание), Андрей Макушин занимается стрельбой, Андрей Федотов — фехтованием. Кстати, Андрей Николаевич на недавнем чемпионате мира в Варшаве получил приз лучшему тренеру.
— Расскажите, как вы пришли в современное пятиборье?
— В детстве я серьезно занимался плаванием, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. А потом как-то скучно и не так интересно стало в бассейне, поэтому решил попробовать свои силы в современном пятиборье. Точнее - в юношеском трехборье (плавание, бег и стрельба). Фехтование и конкур добавляются позже. Поначалу все складывалось неплохо - выполнил норматив мастера спорта Белоруссии, но потом столкнулся с множеством проблем неспортивного характера и перешел на фехтование. Можно сказать – поневоле, хотя этот динамичный вид спорта мне всегда импонировал. Выступил на пяти турнирах, выполнил норматив мастера спорта по шпаге, отобрался в юниорскую сборную Белоруссии (был в команде вторым-третьим номером). Однако на международные соревнования меня почему-то брали, находили причины и отцепляли в последний момент. В тот момент я никому ничего объяснять и доказывать не хотел. Просто когда меня пригласили в Россию, я принял предложение и переехал из Белоруссии в Москву. Здесь стал трехкратным чемпионом мира и Европы, победителем Кубка мира, заслуженным мастером спорта. За сборную России выступаю уже пять лет, если не больше. А на российских соревнованиях представляю Москву.
— А в Белоруссии не жалели, что вас так легко отпустили?
— Не знаю и знать уже не хочу. Поздно теперь жалеть, поезд давно ушел, обиды тоже остались в прошлом.
— С кем из знаменитых спортсменов в Белоруссии были лично знакомы?
— Четырехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию на рапире Елена Белова была моим преподавателем в институте физической культуры. Правда, не по фехтованию, а по педагогике. Очень мудрая и правильная женщина. Еще у меня преподавал олимпийский чемпион, рапирист Александр Романьков. Мне также довелось слушать лекции трехкратного олимпийского чемпиона по борьбе Александра Медведя, а также олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Леонида Тараненко. Я всегда с интересом воспринимал то, что они нам рассказывали. Действительно, талантливые люди талантливы во всем.
— Современное пятиборье – это набор дисциплин, в которых не должно быть слабых видов. Можете назвать ваши личные результаты, например, в плавании и беге?
— Полтора километра могу пробежать за 4 минуты ровно. А вот дистанцию вдвое длиннее… Да к тому же в комбинации со стрельбой. Эта дисциплина у нас называется «комбайн», потому что надо поэтапно сначала бежать, а потом стрелять – дистанция не совсем классическая — 3200 метров. Поэтому результата я не помню.. 800 метров лет пять назад бежал за 2 мин. 01 сек., а 400 метров в манеже по 200-метровому кругу — за 52 секунды.
Думаю, на «трешке» из 9 минут могу выбежать, если тренеры будут как следует подгонять. У нас есть пятиборцы, которые бегают быстрее меня - 3 км. порядка 8 минут 30 секунд, но, они, к сожалению или к счастью, слабы в остальных четырех видах программы. Полагаю, если задамся целью и сосредоточу усилия на беговой подготовке, то в «комбайне» смогу бежать быстрее и улучшить результат примерно на 100 очков. Но тогда есть риск снизить результаты и потерять значительно больше очков в четырех других дисциплинах.
200 метров в 25-метром бассейне проплываю за 1 мин. 50.06 сек., а ту же самую дистанцию в 50-метровом бассейне – за 2 мин. 04 сек. 100 метровку, соответственно, за 54 секунды в 25-метровом бассейне и за 56 секунд - в 50-метровом.
— У вас коронный вид - плавание?
— Вовсе нет. На международных соревнованиях я обычно в плавании показываю результаты во втором десятке. А мой коронный вид скорее фехтование.
— Как часто выступаете на российских турнирах?
— Год на год не приходится. В 2010 и 2011 я вообще не пропускал внутрироссийских соревнований. А в 2012 году выступил только на летнем чемпионате страны. В сезоне 2013 вообще можно было не выступать на внутренних турнирах, потому что еще в начале года отобрался в национальную сборную страны. Но сам решил проверить свою форму и выступил на двух соревнованиях.
— Тренируетесь много?
Живу и тренируюсь на базе ГБУ «Спортшколы олимпийского резерва «Северный» Москомспорта, неподалеку от Дмитровского шоссе. Шесть раз в неделю тренировки у меня длятся с восьми утра до восьми вечера – работаем над четырьмя или пятью дисциплинами одновременно. В субботу тренируюсь только полдня, отрабатывая только три вида, а в воскресенье - выходной. Тренировочный день у нас длинней, чем рабочий на производстве и в офисах. Такой вот у нас сложный вид спорта.
— Когда приезжаете в Белоруссию к семье, там тоже приходится тренироваться?
— Иногда приходится, если задерживаюсь больше двух дней. Какие-то компоненты подготовки и там могу отрабатывать. Плохо, что в Белоруссии нет хороших условий для разносторонней подготовки, как, например, на нашей базе возле Москвы. Но зато там с семьей комфортнее себя чувствую в психологическом плане.
— Ваша жена чем занимается?
— Она - инструктор по фитнесу. Кстати, в прошлом тоже занималась моим видом спорта. В 16 лет выступала за юношескую сборную Белоруссии по троеборью – бег, плавание, стрельба. Вполне профессионально разбирается в этом виде спорта и обсуждает со мной мои тренировки и соревнования. Вот только конный спорт и фехтование она в свое время не успела освоить. А то бы можно было и о них поговорить.
— Как много приходится работать с лошадьми, чтобы чувствовать себя уверенно в верховой езде?
— Раза три или четыре в неделю. Лошади на нашей базе содержатся только для пятиборцев. Их не так много, но всем хватает. Правда, хороших, на которых можно достойно выступить на международных соревнованиях, у нас примерно шесть-семь лошадей. Нам они достаются во время соревнований по жребию. А в конном спорте, как известно, все лошади закреплены за спортсменами на постоянной основе.
— А где еще готовят пятиборцев в России?
Есть база ЦСКА на улице Дыбенко, на Планерной в Подмосковье условия неплохие, в Самаре, Санкт-Петербурге и, пожалуй, в Уфе. Все остальные – уже морально устарели или вовсе пришли в негодность. Плохо, что нехватка хороших баз может негативно сказаться на подготовке резерва сборных команд России по современному пятиборью. В нашем виде спорта главное — не упустить из виду молодежь, иначе рано или поздно возникнут серьезные проблемы. Самый затратный вид у нас — конный спорт. Впрочем, для привлечения талантливой молодежи в пятиборье конные базы не обязательны: юноши у нас соревнуются в троеборье — бег, стрельба, плавание. Фехтование и конкур добавляется, когда они становятся пятиборцами. А туда попадают самые талантливые из троеборцев. А самое трудоемкое в плане тренировок — плавание: если хорошо не плывешь в юном возрасте, в пятиборье вообще нет смысла соваться. С плавания у нас обычно все начинают.
Лошадей обижать нельзя
— А с лошадьми часто возникают проблемы?
— В прошлом году на чемпионате России зимой в Москве мне достался совсем неподготовленный конь. Я заработал на нем «баранку» — 0 очков. Он не был готов преодолевать барьеры даже высотой 110 - 120 см. Хотя конкурные лошади берут 1 метр 45.
— А агрессивные лошади вам попадались?
— Да, но ничего страшного, я люблю агрессивных лошадей. Они сами рвутся брать барьеры, в то время как флегматичных и спокойных приходится подгонять.
— И как же вы их стимулируете?
— В пятиборье самые жесткие виды стимула - хлыст и шпоры. Но я больше сторонник других мер - в виде морковки и сахара.
— А любимые лошади у вас есть?
— Есть, но их не так много - пять-шесть по всей России могу насчитать. Каждая из этих лошадей способна провезти «чисто» по дистанции примерно пять спортсменов-пятиборцев, не более. И меня в их числе. О чем это говорит? О том, что с лошадьми надо дружить. Плохого отношения лошади к себе не прощают. Есть, например, такой конь по кличке «Иллюзион». Многие пятиборцы его недолюбливают. А меня он всегда провозит чисто.
— Пятиборцам чаще других приходится подстраиваться к очередным изменениям в правилах и регламенте соревнований?
— Да, у нас изменения любят вносить. В этом плане у нас динамичный вид спорта. В 2010 году ввели так называемый комбайн – комбинацию бега со стрельбой, как в биатлоне. Причем, в 2011 году традиционную стрельбу заменили на лазерную по экрану, чтобы не тратить патроны, да и в интересах соблюдения безопасности. Пришлось привыкать. Несмотря на это, я люблю стрелять настоящими пат-ронами.
— В фехтовании у пятиборцев, мы слышали, тоже ожидаются новшества?
— Да, хотят ввести так называемую лестничную систему зачета. Если, к примеру, в финал выходят 36 спортсменов, то 36-й фехтует с 35-м. Тот, кто проигрывает, не набирает очков и больше не фехтует. А если побеждает - набирает очко и поднимается на 35 место. Если затем опять выигрывает – у 34-го – поднимается как бы по лестнице еще выше. Система обещает обеспечить нашему виду спорта больший динамизм, но она еще не проработана до конца. Но я не исключаю, что к Играм в Рио ее могут уже ввести в программу.
Опытным пятиборцам к изменениям не привыкать, хотя некоторые новшества не всегда положительно сказываются на результатах. Потому что изменения в правилах влекут за собой изменения системы и объемов подготовки к соревнованиям. Казалось бы, все делается для того, чтобы увеличить зрелищность и популярность. Как в биатлоне, например, который лет 20-30 назад значительно меньше болельщиков привлекал, чем сейчас. Но в течение 10 лет в него вложили хорошие средства и дело пошло. Появились грамотные менеджеры, сумевшие «раскрутить» и добавить больше динамики и зрелищности в этом вид спорта – масс-старт и гандикап. И результат превзошел ожидания. Сегодня биатлон один из любимых видов спорта у телевизионщиков. В том числе и наших.
Нам чужих проблем не надо, своих хватает пока
— А в каких странах мира современное пятиборье наиболее популярно?
— Прежде всего, в Венгрии. Там современное пятиборье буквально обожают. Недавно там проходил чемпионат Европы в небольшом городке Секешфехерваре, и трибуны во время соревнований были полны. И это было не показухой – никто никого насильно не принуждал поддерживать пятиборцев. Люди сами шли, и было заметно, что они хорошо разбираются в нашем виде спорта. В Китае последнее время также наш вид спорта становится популярным.
— А как сложились ваши отношения с Андреем Моисеевым, двукратным олимпийским чемпионом?
— На международных соревнованиях, когда Андрей еще был действующим спортсменом, мы выступали за разные сборные. Он – за Россию, я за Белоруссию, поэтому не успели посоревноваться. К тому же я тогда еще был юниором. Но лично я Андрея всегда очень уважал как большого спортсмена. Хотя особой дружбы между нами никогда не было. Сначала из-за большой разницы в возрасте, а потом из-за статуса: я сегодня еще действующий спорт-смен, а он – государственный тренер. Поэтому обращаюсь к нему исключительно на «вы».
— Кроме стандартного набора для профессионального спортсмена (аэропорт, гостиница, стадион) удается что-то интересное вам увидеть в дальних поездках?
— Иногда бывают приятные исключения. Например, в Мексике – три дня отдыхали на пляжах Акапулько. Осталось двоякое ощущение: пышная природа вкупе с шикарными отелями, постепенно приходящими в упадок, поскольку американцы в последнее время поумерили свои туристические аппетиты в эту интересную и по-своему привлекательную страну. Нам, можно сказать, повезло. Вынужденный отдых у нас случился из-за того, что хозяева не смогли нормально подготовиться к соревнованиям столь высокого уровня.
— Какой компонент они «завалили»?
— Залы для фехтования оказались совсем в плохом состоянии. Но еще сильнее они нас огорчили, когда вместо спортивных лошадей подогнали совершенно неподготовленных животных, не понимающих, чего от них хотят люди и не готовых прыгать через барьеры.
— А в какие страны вам нравится приезжать?
— Перед последним днем соревнований у нас обычно бывает день отдыха, и я всегда стараюсь выбрать свободное время для того, чтобы осмотреть местные достопримечательностям, или даже куда-то съездить, если это не далеко. Разумеется, не в ущерб подготовке к соревнованиям. В китайском Чэнду, например, с удовольствием побывал в парке, где специально разводят панд. В восторге от Рима с его многочисленными историческими достопримечательностями. А еще, в последнее время с удовольствием съездил в Рио-де-Жанейро на этап Кубка мира. Хотелось посмотреть город, где пройдут следующие Игры и познакомиться с обстановкой вокруг - ощутить олимпийскую атмосферу.
— Ну и как, ощутили?
— Не очень пока. Такое впечатление, что бразильцы готовятся к Олимпиаде не спеша. Не как у нас в Сочи, где все кипело и бурлило до последнего момента. У них это вялотекущий процесс. А может быть потому, что страна еще не отошла от чемпионата мира по футболу.
— Нынешний сезон благополучно завершен, сейчас у вас отдых, а потом опять тренировки. Когда собираетесь приступать?
— Полтора месяца нам дали на отдых. Мы уже съездили с семьей в Черногорию. Такое удовольствие, к сожалению, лишь раз в году могу себе позволить, поэтому никаких физических нагрузок, предпочитаю отдыхать пассивно. Только плаваю, если теплая вода. Ездили по стране и знакомились с достопримечательностями, кухней, национальными обычаями. Черногория – славянская страна, близкая нам по духу и пониманию.
— Лишний вес за это время не боитесь набрать?
— Надеюсь, до этого не дойдет. Я все-таки профессиональный спортсмен, который обязан контролировать свои действия даже во время отдыха.
— А где собираетесь готовиться зимой?
— В ноябре-декабре обычно сборы в Португалии и на Кипре. Зимой у нас будут соревнования в закрытых помещениях. А ближе к первым этапам Кубка мира в Америке поедем туда, чтобы готовиться в комфортных условиях
— 2014 год у вас получился самый успешный в карьере?
— Самый успешный, надеюсь, будет 2016.
— А что в Лондоне подвело?
— После двух видов я шел на 3-м месте. Обычно за счет комбайна поднимаюсь еще выше. А тут неправильно сработал тактически и психологически. В итоге оказался четвертым.
— В чем заключалась ошибка?
— Тактика бывает разная. Если перед комбайном на 10 месте или еще ниже, то надо бежать со всех сил и пытаться догнать тех, кто впереди. А когда идешь в тройке, то надо «дергать» или «останавливать» соперника. В этих тактических премудростях не имел достаточно опыта. Но за прошедшие два года, надеюсь, его приобрел.