МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мечты и грезы Елены Замолодчиковой

Встреча для вас

В детстве она мечтала стать известной гимнасткой, а после завершения спортивной карьеры – не менее известным тренером, таким же востребованным, как ее наставники – Надежда Маслинникова и Сергей Пивоваров. Оба этих желания оказались вполне реальными, и сегодня она продолжает довольно успешно воплощать их в жизнь, попутно пытаясь ответить на один очень важный вопрос: а что еще необходимо ей для того, чтобы чувствовать себя по-настоящему счастливой?

Фото из личного архива Елены Замолодчиковой.

С «Невестой Сиднея», а именно так называли лидера сборной России по спортивной гимнастике Елену Замолодчикову на Олимпиаде 2000, мы встретились в ее родной специализированной детско-юношеской спортивной школе №33 (теперь это отделение «Олимпия» при ГБОУ «Центра спорта и образования «Самбо-70»). Открытая белоснежная улыбка на ее лице говорила о том, что все у моей собеседницы, несмотря на пасмурную в этот день погоду в Москве, в порядке. Елена только что вернулась с очередного «Олимпийского урока» и, отпустив своих маленьких девчушек готовиться к тренировке, пригласила меня в методический кабинет.

– Вы такой же крохой пришли в эту школу?

– Да, я была такой же маленькой тогда. Мне было лет семь, когда я впервые увидела по телевизору соревнования по спортивной гимнастике. Не знаю, что это был за чемпионат, но девчонки в изящных купальниках так легко разбегались и прыгали, кувыркались и выделывали немыслимые упражнения на снарядах, что было невозможно оторваться. Я тогда толком даже не знала, что это за вид спорта и даже как он называется, но мне он настолько понравился, что показав пальчиком на экран, сказала маме, что тоже хочу как они. А поскольку мы жили в Новых Черемушках, мама выбрала школу поближе и привела меня сюда.

Мне повезло, что сразу попала в руки к опытным наставникам – Надежде Викторовне Маслинниковой и Сергею Николаевичу Пивоварову. Они работали в тандеме. На тот момент в их группе уже были девочки, выступавшие за сборную страны. Так что мне было за кем тянуться и на кого равняться.

– И сколько времени понадобилось тренерам, чтобы довести вас до уровня сборной?

– Мне кажется, лет пять, где-то так. Потому что в 12 лет я уже начала выступать за сборную на юниорских соревнованиях.

С Мишкой в обнимку

– Обратил на вас внимание, когда выступали на Всемирных юношеских играх в Москве. Вы тогда добились победы в многоборье, но уступили соперницам в отдельных видах программы. Из-за чего очень расстроились. Помню фотографию тех лет, где вы сидите возле помоста с большим плюшевым Мишкой (символом Игр) и плачете. А тренеры и подруги по команде вас успокаивают…

– Да, что-то припоминаю такое. Это были очень важные соревнования для меня, я к ним очень серьезно готовилась. Но для того, чтобы выиграть все, опыта не хватило. В остальном все было здорово. Больше всего запомнилась приятная доброжелательная атмосфера во время Всемирных юношеских игр. В Москве был действительно настоящий праздник. Я запомнила эти мгновения еще потому, что потом началась другая жизнь. И другие – уже взрослые соревнования.

– Вы прошли большой путь: три олимпийских цикла. Не было ли желания уйти еще после самой успешной для вас Олимпиады в Сиднее?

– Знаете, у меня не было такого желания даже после Пекина. Я понимала, что возраст берет свое, что рано или поздно придется уходить, но как-то не очень хотелось. Да, у нас очень молодой вид спорта, но есть и другие примеры. Оксане Чусовитиной было далеко за тридцать, а она продолжала выступать…

Я ушла в 27, понимая, что конкурировать с более молодыми гимнастками будет в дальнейшем все сложнее и сложнее. Бороться за призовые места почти нереально, а довольствоваться другими ролями не очень хотелось, поэтому хотя и с трудом, но пришлось принимать такое решение. Не без помощи моего тренера, которая мне сказала: «Лена, ты уже достаточно взрослый человек, чтобы понимать, что надо двигаться дальше по жизни, а поэтому надо решать: уходить или оставаться».

– А было ли на тот момент куда уходить?

– Всегда знала, что после завершения спортивной карьеры буду работать детским тренером. Это мое призвание. Готовила себя к тренерской деятельности, окончила Академию физической культуры имени Лесгафта в Санкт-Петербурге.

– Простите, а почему не в Москве?

– Так сложились обстоятельства. Еще спортсменкой познакомилась с Раисой Николаевной Терехиной, которая, как и мои тренеры, тоже мне многое дала. Она до сих пор возглавляет кафедру в питерской академии физической культуры, только в последнее время перешла из спортивной в художественную гимнастику. Но в свободное время, по-прежнему, продолжает работать судьей на различных соревнованиях. Раньше мы довольно часто с ней пересекались, и она давала мне различные советы. В том числе, где мне будет лучше учиться. Я всегда прислушивалась к ней, о чем никогда не жалела. Когда мы пересекались на соревнованиях, она давала мне различные задания, я их выполняла и возвращала ей обратно. Это было очень удобно столь мобильно решать многие вопросы с учебой. До сих пор очень признательна ей за помощь и поддержку, которую она мне оказывала много лет, за знания, которые она мне давала, в том числе и в качестве начинающего судьи. Тем более что Санкт-Петербургская академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была единственной на тот момент среди российских профильных вузов, имевших международный статус.

– Верно, вы же теперь не только тренер, но и судья. Каковы ваши успехи на этом поприще?

– Надеюсь, что тоже понемногу расту. В начале года получила третью (до этого была четвертая) международную категорию. Не так давно ездила поработать в качестве судьи на молодежное первенство Европы, по итогам которого заработала удовлетворительную оценку, так что надеюсь и в этом направлении добиться со временем каких-то успехов. Безумно волновалось, но все прошло хорошо. Для начинающего арбитра (у меня стаж только два года), говорят, что отработала неплохо.

– А кто вам посоветовал заняться еще и судейством?

– В 2009 году я все-таки решила завершать свою спортивную карьеру. Оставалось выступить на Универсиаде, после которой ко мне подошли личный тренер Надежда Викторовна Маслинникова с наставником сборной Валентиной Александровной Родионенко и предложили поехать на судейский семинар. Меня это так удивило, что сразу замахала руками, сказав, что это не мое: судьям приходится иногда резать как по живому, а мне всегда жалко спортсменов. Тогда они сказали: тебя с выбором не будем торопить, а на семинар в Израиль все равно поезжай, пройдешь курс начинающего судьи, а там видно будет. Можешь даже экзамен не сдавать.

Я поехала и, естественно, потом этот экзамен сдала. А как иначе, если с детства привыкла к ответственности. Получила международную категорию и потом постепенно стала втягиваться в это новое для себя интересное дело. Научилась правильно раздавать значки: у нас каждый элемент принято обозначать своим значком. Теперь это мне нравится, потому что я в центре всех дел, связанных со спортивной гимнастикой. В какой-то момент появился даже какой-то особый азарт и интерес. Федерация спортивной гимнастики тоже мне в этом помогает. Прикрепили ко мне репетитора по английскому языку, потому что в судейских делах очень много вопросов решается на уровне регулярного общения с опытными иностранными арбитрами. Большой опыт занятий гимнастикой и общение с мэтрами приносит со временем неплохой результат. Думаю, не ошибусь, если скажу, что по-настоящему толковые судьи получаются из спортсменов.

Гражданская позиция

– Раз вы такой ответственный человек, значит, серьезно относитесь и ко всему остальному. Например, к предстоящим выборам в Мосгордуму, которые пройдут в нашей столице 14 сентября.

– За мою гражданскую позицию можете не переживать. Я всегда исправно прихожу в назначенный день на свой избирательный участок. А если по каким-то причинам не могу, то беру открепительный талон и отдаю свой голос в другом месте. Так будет и в этот раз. Я родилась в Москве, люблю свой город и мне небезразлично все, что в нем происходит и кому на законодательном уровне будет оказано доверие для реализации каких-то полезных преобразований. Мы же видим, как много в последние годы делается для развития спорта в Москве, поэтому такую политику надо обязательно поддерживать. Как и кандидатов из области спорта: таких как генеральный директор нашего центра образования «Самбо-70» Ренат Алексеевич Лайшев.

Это наш руководитель, поскольку специализированная детско-юношеская школа №33 несколько лет назад вошла в состав ЦО «Самбо-70». Не сомневаюсь, что он достойный кандидат в депутаты Мосгордумы. Это он доказал своей работой и общественными делами.

– Кстати, после того как ваша школа вошла в состав центра, работать стало легче или проблем все равно хватает?

– Серьезных проблем у нас давно нет. В последние годы грех жаловаться, что нам недостаточно уделяют внимания. О положительных изменениях можно судить даже на примере нашей школы. Посмотрите, какой красивый и современный построили нам зал, каким оснастили его оборудованием. Когда-то об этом мы только могли мечтать. А сейчас чувствуется поддержка со стороны Минспорта, Федерации спортивной гимнастики, Москомспорта… Все стараются нам помогать, делать все, чтобы мы еще лучше готовились и выигрывали.

– Какая спортивная гимнастика была интереснее для вас: та, в которой вы начинали, в которой заканчивали карьеру или для которой вам еще только предстоит готовить спортсменов?

– За двадцать лет спортивной карьеры на моей памяти было много изменений. Но все равно я бы не хотела противопоставлять одно другому. У каждой стадии есть свои преимущества и недостатки. Но, чтобы иметь хоть какое-то представление, попробую сделать небольшое отступление. Спортивная гимнастика, в которой я начинала, была, как мне кажется, в творческом плане содержательнее и интереснее. Она была насыщена многими интересными элементами, которые подчеркивали ее изящество, красоту и выразительность. Гимнасты прежних поколений могли вместе со своими тренерами больше творить, придумывать что-то свое, оригинальное и эксклюзивное.

Сейчас этого почти нет. Творчество отошло на второй план. А на первый вышло четкое и правильное исполнение сложных элементов. Творчество стараются привносить только на связках, но оно уже не так сильно влияет на выступление спортсмена. Вот и думайте, хорошо это или не очень для развития спортивной гимнастики.

С одной стороны хочется, чтобы все получалось не только четко, но еще и изящно, красиво, а с другой – время ограничено, можешь не уложиться в лимит и не выполнить какой-то обязательный элемент. У нас пока нет строго фиксированных требований к комбинациям, как, например, в фигурном катании или каком-то другом виде спорта. Спортсмен может импровизировать во время выступления, но при этом он не имеет права пропустить какой-то обязательный элемент, иначе ему сильно занизят оценку. И не только ему, но и всей сборной, если, к примеру, идут командные соревнования.

Гимнастика в последние годы стала сложнее. Американская, китайская школа, да и школы многих других стран все усложняют и усложняют элементы. Порой кажется, ну куда уже дальше. Сегодня даже молодежка выполняет такие вещи, которые раньше казались не под силу взрослым гимнастам. Что делать, приходится следовать общепринятому направлению.

– Несколько непривычно сегодня это слышать от вас, поскольку вы в свое время как раз старались выигрывать за счет технического усложнения своих программ. Или я ошибаюсь?

– Все верно. Грацией и хореографией я не отличалась, поэтому старалась добиться побед за счет сложности. Но это не означает, что мне была чужды изящные элементы. С красотой всегда было трудно спорить. Не случайно некоторые элементы к нам пришли из художественной гимнастики.

– Раньше многие мировые школы имели свой неповторимый стиль. Было легко понять, что выступает спортсменка из Китая, Румынии или США. А кто сейчас диктует так называемую гимнастическую моду?

– Явных лидеров сейчас нет. Есть отдельные звездочки: наша Алия Мустафина, американки Кайле Росс и Симона Байлз. А любая команда способна как выиграть, так и проиграть, потому что в зачет идут все оценки. Стоит одному ошибиться и на победу уже рассчитывать не приходится. На чемпионате мира 2010 года мы обыграли американок за счет слабого выступления в вольных упражнениях всего одной спортсменки, которая пропустила обязательный элемент.

– Выходит, не всегда победы зависят от талантливых спортсменов?

– Иногда можно и так сказать. Вы помните, какая сильная команда у нас была в Лондоне. Алия Мустафина, Виктория Комова – гимнастки, которые рождаются раз в столетие. А в командной борьбе все равно мы ничего сделать не смогли. Хватило только для командного «серебра». Сегодня серьезно вырос уровень спортивной гимнастики даже в Европе. Англичанки так прибавили, что диву даешься. И все эти изменения произошли после их домашней Олимпиады. А у китайцев, наоборот, наступил небольшой спад. Это загадка не только для тренеров, но и для специалистов. Для тех, кто с научным подходом готовит спортсменов. В этом плане каждая мелочь важна. Хочу похвалить здесь и наших специалистов, без которых успехи были бы невозможны. Они очень помогают спортсменам добиваться высоких результатов, контролировать весь подготовительный и восстановительный процессы. Сегодня без науки не обойтись.

– Когда вы сказали Надежде Викторовне Маслинниковой, что собираетесь остановить свой выбор на тренерской профессии, что она вам ответила?

– Не жди, что это будет легко и быстро, сказала она. И что обязательно добьешься каких-то потрясающих результатов. Я много лет наблюдала за тем, как она работает. Понимала, какой это титанический труд, но все равно не прочувствовала на себе все «прелести» тренерского ремесла. Пока не убедилась, насколько оно многогранно и сложно, мое представление оставалось на каком-то подсознательном уровне. Реальное ощущение появляется только сейчас, когда приходится каждый день, иногда без выходных, заниматься поиском нужных решений. У тренера один правильный путь: искать, придумывать, творить и тогда, возможно, что-то получится.

Не то что нынешнее племя

– Что самое сложное?

– Скорее – самое важное. Надо очень любить детей, причем всех, без исключения. Иначе ничего не выйдет. Я пока работаю лишь второй год. Первый год набирала всех желающих. Никому не отказывала, даже пухленьким и не совсем гибким. Иногда смотришь и сам не очень-то веришь, что из такого ребенка что-то получится, а потом через какое-то время меняешь мнение. Дети по-разному раскрываются. Одни сразу, другие потом. У меня, например, занимается одна девочка, которая с самого начала вынуждена была всех догонять, но она настолько старательна, настолько трудолюбива, что я вижу, как она прогрессирует. Поэтому не надо торопиться, иногда полезнее подождать. Это всегда палка о двух концах, кого брать: талантливых или трудолюбивых?

– Всех. Потому что спорт высших достижений без массового спорта развиваться не будет. Мы его порядком запустили. Теперь пожинаем плоды: появились дети с ослабленным здоровьем. Сегодня многие ни разу не могут подтянуться на турнике…

– … бегать приходится учить. Для нас это парадокс, мы росли другими, были подвижными. Не то, что нынешнее компьютерное поколение детей. Поэтому и приходится снова возрождать комплекс ГТО.

– Вы, я слышал, принимали тоже активное участие в его возрождении?

– Это громко сказано, но помогала по мере сил. А началось все с того, что мне по старой памяти позвонил старший тренер «Динамо» по спортивной гимнастике Андрей Георгиевич Зудин и сообщил, что на Красной площади будет проходить форум ГТО, поэтому нужна моя помощь. Я согласилась помочь, но думала, что это разовое мероприятие пройдет, и потом все забудут о нем. Оказалось, что нет. С 1 сентября к ГТО подключается уже вся страна. У меня все дети уже прошли тестовые соревнования, сдали нормативы на золотой значок. Надеюсь, что ГТО принесет пользу и детям и взрослым.

– Сколько лично у вас занимается детей?

– 15 девочек на регулярной основе и постоянно готовятся к соревнованиям. Еще порядка 35 человек тренируются в таком «плавающем» режиме: одни приходят, другие уходят. Интерес к работе у меня не пропал. Наоборот, когда ухожу в отпуск, начинаю скучать, еще больше переживаю за своих учениц во время соревнований.

Вспомню – вздрогну

– Свободного времени после ухода из большого спорта у вас больше не стало. Но вы нашли-таки возможность для участия в ряде шоу-проектов: «Большие гонки», «Жестокие игры» и «Форд Байярд». Для вас это было интересно?

– И познавательно, особенно в «Форте Байярд». Мне это шоу понравилось больше всего. Наверное, потому, что там у нас была команда. В первых двух шоу превалировал все-таки соревновательный момент, а там на первое место выходил командный дух. Нам было нелегко, но каждый знал, что от него ждут победы, и все старались не подвести.

– Какое задание было самым сложным для вас?

– Найти ключи в банке со всякими гадами. Перед началом нас опрашивали, кто что любит, чему отдает предпочтения, а чего, наоборот, опасается или боится. Я честно всем рассказала, что с детства боюсь всяких змей, червяков, пауков, насекомых, каракатиц… И надо было так случиться, что перед очередным испытанием кто-то в нашей команде заболел. Пришлось подменять. А самое страшное, что за ключами пришлось лесть в банку, наполненную всеми этими существами. Как вспомню, так вздрогну. Но справилась и команду не подвела.

– А обещанный мотоцикл за «Жестокие игры» вы получили?

– К сожалению, а, может, и к счастью – нет. Этот приз отдали кому-то другому, а мне компенсировали в денежном эквиваленте, сославшись на неразбериху после смены руководства в компании, которая организовывала и проводила это шоу. Но я особо не расстроилась. Мотоциклы когда-то очень любила и мечтала гонять. Но с возрастом люди становятся осмотрительнее и осторожнее. Я – не исключение. Сегодня предпочитаю ездить на автомобиле, это безопаснее.

ВИЗИТКА

Елена Замолодчикова родилась 19 сентября 1982 года в Москве. Двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике (Сидней-2000 – опорный прыжок и вольные упражнения), двукратная чемпионка мира (1999 и 2002) в опорных прыжках, двукратная чемпионка Европы (2000 и 2002). Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России. Выступала за МГФСО и «Динамо» (Москва). Закончила Санкт-Петербургскую академию физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время работает тренером отделения «Олимпия» ЦО «Самбо-70», судья международной категории по спортивной гимнастике.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах