Один мой знакомый не доверяет троллейбусам.
Я много раз пытался понять причину этого недоверия. Например, я предлагал: «Давай прокатимся по бульварам... На 31-м номере». Я специально уточнял: «Проездной у меня имеется».
И всякий раз слышал ответ: «Лучше пройтись».
Тут мы и расставались, он шел пешочком, а я — из принципа — поджидал № 31.
Однажды я вдруг осознал, что и у меня самого имеются схожие странности. Например, я не доверяю тем, кто охотно и радостно критикует наш футбол.
Как-то мне с ними скучно, тревожно, зябко и хочется отойти в сторонку после первых фраз или после первых прочитанных абзацев. Ну их! Скучные люди. Не внушают доверия...
Ругают изо дня в день игроков, судей, тренеров, президентов клубов, легионеров, журналистов, комментаторов. Прямо как герой Марка Твена, который однажды выругал всех для округления — чтоб уж никого не пропустить.
И самое главное — люди эти чувствуют себя именно героями, смельчаками, первопроходцами, даже не подозревая, что движутся по тропе, протоптанной еще лет двадцать назад.
А может быть, даже 21 год назад, ведь до этого — о советском футболе — было положено говорить в уважительном тоне, а оценивать его публично разрешалось фигурам избранным, имевшим на то не только право, но и обязанность. В Союзе таких, я думаю, было человек сто, не больше.
Остальные довольствовались курилкой, скамеечкой, партой, забором, на крайний случай.
Теперь забором стал Интернет, отчего выиграли дворники, а футбол проиграл. Теперь всякий имеет возможность хоть пару раз в день напрячь свои большие мозги, мобилизовать скудные знания русского языка и выдать какой-нибудь перл по футбольному вопросу.
Перл у большинства выходит почему-то критический.
Иной раз какой-нибудь футболист, вдруг начитавшийся Интернета, недоуменно вопрошает: «Вот как?! Ну, вышли бы сами, показали, побегали, потренировали, как надо, специалисты мудрые...»
Мне не очень сложно припомнить, за что показательно отругивают наших футбольных людей в течение 21 года. Вот список: отсутствие патриотизма, стяжательство, безразличие, безволие, богатство, наплевательство, равнодушие, инфантилизм, непрофессионализм, удаленность от народа, пижонство, миллионы, промахи, поражения.
Больше всего перепадало за нажитые капиталы, словно игроки кого-то из нас ограбили, обокрали, обчистили. И при этом Родину не любят! Как водится, особенно доставалось лучшим: раньше Мостовому и Харину, теперь Аршавину и Денисову... Доставалось и командам — «Спартаку», который слишком долго чемпионил, ЦСКА, который еще и Кубок УЕФА выиграл, «Зениту», который просто во всем виноват.
Свои завышенные требования, претензии к жизни молодые болельщики, фанаты, отдельные журналисты и ветераны стали перекладывать на плечи игроков.
Уважение к футболистам, бывшее нормой, подменилось окриком, визгом, воем. Зато к себе — никаких претензий. И никаких требований.
Почему так?
Я спросил бы знакомого, но он по бульвару пешочком идет.