Развитие и проникновение в жизнь Интернета со всеми полезными и приятными «последствиями» сделало поиск и выбор товара удобным, оформление заказа — простым, занимающим минимум времени, оплата по карте или по факту получения заказа сегодня уже никого не пугает.
Интернет-магазинов много, разных и, судя по всему, будет еще больше. Согласно оценкам большинства экспертов, в течение ближайших 3–5 лет рынок интернет-торговли будет увеличиваться в среднем на 25–30% в год. По данным компании InSales, 2011 год показал рост в 39% к 2010-му, годовой оборот первой тройки (utkonos.ru, ozon.ru, komus.ru) составил более 14 млрд долларов США. Если тренд развития сохранится, что очевидно, это только на руку нам с вами — рядовым покупателям. Больше магазинов, больше предложений — ниже цена!
Большинство ведущих интернет-магазинов работает по схожим принципам. Покупатель заходит на web-страницу интернет-магазина и выбирает товар, исходя из интересующей его категории или по названию марки/модели товара. Нам важно, насколько подробно описан товар, можно ли осуществить сравнение, есть ли фирменная гарантия, как можно платить, когда будет осуществлена доставка, и, разумеется, цена.
И, как показывает практика, цена в интернет-магазине, как правило, весьма конкурентно способна, а зачастую и ниже среднерозничной. Что вполне объяснимо. Продавцу не надо арендовать большие торговые помещения, не надо платить консультантам в зале, нести прочие вынужденные затраты при торговле традиционным способом.
Исходя из этого, многие пользователи используют ценовую выгоду покупки в Интернете и поступают весьма предприимчиво: приходят в магазин, чтобы выбрать товар, увидеть его живьем, взять в руки, а, приняв решение, покупают его в интернет-магазине по более выгодной цене.
И такая практика использования покупателем «живого» выбора товара и заказа через интернет-магазин находит эффективные решения среди лидеров розничного рынка. Постепенно грань между «оффлайн» и «онлайн»-покупками будет стираться, оба компонента станут дополнять друг друга, поэтому понять, где обычный ритейл, а где торговля через Интернет, будет не так просто. Конвергенции «онлайн» и «оффлайн»-технологий — это создание магазинов, которые совмещают в себе преимущества виртуальных и традиционных площадок. В пример можно привести проект «e5.ru» от X5 Retail Group — одна из крупнейших в России розничных сетей по объемам продаж, управляющая такими популярными среди населения сетями, как «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток». «E5.RU» реализует ассортиментную стратегию «long tail», т.е. наибольший акцент делается на продаже не ограниченного количества бестселлеров, а огромного ассортимента, пусть даже продажи каждого отдельного товара невелики.
Пример на сегодняшний день уникальный, дающий нам право остановиться на нем более подробно.
В декабре 2011 года X5 Retail Group объявила о создании проекта «e5.ru» и уже в феврале 2012 начала активные продажи товаров через стол заказов «e5.ru». Причем «е5» не торгует продуктами питания, как могло сначала показаться. В каталоге проекта сегодня более 400 000 НЕпродовольственных товаров. Тогда в чем отличие проекта «е5.ru» от традиционных интернет-магазинов? В интервью одному из интернет-изданий генеральный директор e5.ru Кирилл Гродинский сказал следующее:
— Главных отличий два: предельно простая процедура оформления заказа и возможность доставки заказа непосредственно в торговый зал магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». Эти отличия обусловлены главной задачей, которую мы решаем, создавая «е5». Мы хотим сделать интернет-торговлю понятной и доступной всем. Сегодня в России более 50 млн пользователей Интернетом, но лишь немногим более 15% из них хоть раз что-то купили в Интернете. Почему?
1) Общее недоверие к дистанционной торговле; боязнь, что привезут что-то не то, и потом будет или вообще невозможно или крайне сложно это обменять или вернуть деньги.
2) Неудобная доставка: для получения заказа надо либо быть привязанным к какому-то месту в течение нескольких часов, ожидая курьера, либо отправляться в неблизкое путешествие в пункт выдачи заказов, который, как правило, работает в то время, что и сам покупатель.
3) Сложная процедура заказа; много обязательной к заполнению персональной информации.
«E5.RU» сломает эти стереотипы.
Во-первых, процедура оформления заказа в «E5.RU» RU, наверное, самая простая на рынке. У клиента мы спрашиваем только номер мобильного телефона, даже имя клиента не является обязательным для заполнения полем. Во-вторых, забрать заказ можно, не совершая никаких дополнительных действий по привычному для клиента распорядку дня. Люди все равно придут в «Пятерочку» или «Перекресток» за хлебом и молоком и попутно заберут заказ «е5.ру», оплатив его вместе с продуктами на кассе магазина. И главное, как часть крупнейшей российской розничной сети X5 Retail Group, чьи магазины можно встретить буквально на каждом шагу, мы вызываем у клиента большее доверие, чем просто интернет-магазин. Товар покупается в магазине, в который ты заходишь несколько раз в неделю. Товар можно посмотреть и проверить перед покупкой. Магазин, где ты забирал свой заказ, не исчезнет, если с заказом вдруг что-нибудь будет не так...
Сейчас у нас 407 000 товаров, это только начало большого пути. В перспективе мы хотим торговать всем, что физически может быть получено в наших магазинах. Также мы планируем резко повысить скорость доставки, доведя ее до 24 часов для 95% заказов.
Что ж, хорошие новости. Действительно, учитывая, что в Москве и области очень много «Пятерочек» или «Перекрестков», такая форма конвергенции «онлайн» и «оффлайн»-торговли может оправдать самые смелые ожидания.