«ФМС взяла и поставила население перед фактом — хотите в Турцию, Египет или на Кипр — теперь только через сайт. Вы были в курсе таких телодвижений? Я, когда услышал, реально обалдел. Думаю, что старая система будет существовать параллельно новомодному электронному документообороту. Но, по ходу, старым методом загранпаспорт получить будет никак. С июля. Этого года», — пишет блоггер teh_nomad.
Стоит отметить, что никаких официальных заявлений на этот счет со стороны чиновников пока не поступало, однако, вместе с тем, не исключено, что это всего лишь вопрос нескольких дней. Не секрет, что в правительстве уже не первый год говорят о необходимости перевода госуслуг в онлайн. По слухам, теперь уже бывший министр связи Игорь Щеголев еще несколько месяцев назад выпустил распоряжение, согласно которому Минкомсвязи и Ростелекому в кратчайшие сроки необходимо перейти на систему подачи заявок исключительно в электронном виде через сайт госуслуг или специально организованные пункты Ростелекома. Последние, по замыслу чиновников, как раз и должны стать альтернативой онлайн-общению с госорганами. Правда, тогда конкретные сроки внедрения новых технологий не назывались, очевидно, предполагалось, что переход будет постепенным — по мере готовности и электронной системы, и пунктов Ростелекома.
Новый министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, судя по всему, решил этот процесс ускорить. «Молодой министр, мыслящий так же, как и я, и вы — тут же схватил шашку, махнул налево, махнул направо, и понеслась. Но при вырубке леса в разные стороны полетели щепки. И немаловажные: первым на поле боя пал загранпаспорт», — негодует блоггер Эдуард Багиров.
Возможно, излишнее беспокойство блоггеров вполне объяснимо: до своего назначения в Минкомсвязи Николай Никифоров занимал пост министра информацизации и связи Татарии. Как профессионал высокого класса в IT и инжиринге, он успешно реализовал проект IT-парка, а также проделал огромную работу по внедрению в Татарстане электронного документооборота. «Самой главной задачей на сегодняшний день мы считаем перевод государственных услуг в электронный вид. Госорганы предоставляют тысячи видов услуг, но в электронный вид мы переводим прежде всего те, которые быстро дают ощутимый результат для граждан», — заявлял Николай Никифоров в одном из своих интервью. Ключевой вопрос, однако, в том, удасться ли новому министру столь же успешно реализовать аналогичные проекты в рамках всей страны, а не только одного субъекта Федерации. Учитывая, что на сегодняшний день Татария именно стараниями Николая Никифорова является абсолютным лидером среди всех российких регионов по уровню доступности госуслуг, можно предположить, что и на федеральном уровне новый министр окажется вполне успешным.
Особенно, если чиновники в итоге все же решат не «тестировать» внедрение новой, еще не до конца подготовленной системы на гражданах. Ведь очевидно, что спешный запуск электронного сервиса по оформлению загранпаспортов с 1 июля неизбежно приведет к коллапсу — ведь в еще до конца неотлаженной системе будут одновременно регистрироваться сразу миллионы пользователей. И, судя по печальному опыту внедрения аналогичных систем (той же Единой государственной информационной системы на алкогольном рынке), тот факт, что все с первого раза заработает без сбоев вызывает большие сомнения. Особенно, учитывая, что нововведение запланировано на лето — пик отпускного сезона. Как бы не получилось так, что у отпускников останется лишь единственный вариант летнего отдыха — курорты Краснодарского края.