«Налог на роскошь — это своего рода общественно признанная плата за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия. Разумеется, фискальное значение налога на роскошь никто не собирается преувеличивать. Его фискальное значение минимальное. Очевидно также, что такой налог не должен затронуть средний класс, — заявил Владимир Путин на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). — Считаю, что критерии формирования налогопроекта должны вырабатываться в открытом диалоге с обществом, с предпринимателями, в том числе с использованием современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений».
Надо сказать, что общество откликнулось на приглашение к дискуссии: инициатива премьера широко обсуждается.
«Чем же руководствовался Владимир Путин, когда отважился предложить введение налога на роскошь? Популизмом этот шаг, пожалуй, не назовешь — скорее стоит констатировать, что для премьер-министра более важным оказалось мнение большинства населения, чем мнение разного рода элит... В этой ситуации изрядную адекватность проявил, кстати, РСПП, инициировавший широкомасштабное общественное обсуждение проекта», — заявил СМИ директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Бизнес действительно откликнулся на предложение премьера, и с 13 февраля под эгидой РСПП стартовала программа общественного обсуждения инициативы кандидата в президенты. В ее рамках в российских регионах идут Круглые столы с участием ведущих экспертов, представителей органов власти, общественных организаций и, конечно, предпринимателей. В ходе дискуссий планируется не только обсудить инициативу, но и собрать конкретные предложения по вопросу введения в России налога на роскошь.
Помимо этого планируется проведение встреч с работниками крупнейших предприятий и общественных организаций Костромы, Красноярска, Твери, Иркутска, Владивостока, Воронежа, Мурманска и Екатеринбурга, на которых все желающие смогут поделиться своими идеями и предложениями о том, каким должен быть налог на роскошь. А в течение марта РСПП совместно с ВЦИОМ проведут всероссийский опрос общественного мнения с целью выяснить, поддерживают ли граждане России введение налога на роскошь. «Уверен, предложения, которые мы соберем, будут полезны всем, кто принимает непосредственное участие в разработке нового законопроекта», — считает президент РСПП Александр Шохин.
Первые результаты публичных дискуссий показали: общественность поддерживает введение такого налога. Характерны, например, результаты голосования на первом из серии Круглых столов, проведенном в Костроме: 70% его участников проголосовали «за» введение налога на роскошь, 10% — «против» и 20% воздержались.
Что важно, одобряют такой налог и представители бизнеса, и рабочие. Например, Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, выступивший экспертом на Круглом столе в Воронеже, побывал затем и на Воронежском тепловозоремонтном заводе, где также проводилось обсуждение инициативы Владимира Путина. «Понятно, что тема налога на роскошь — не самая близкая для завода, но люди проявили невероятную добросовестность и огромную отзывчивость к тому, что хоть кто-то проявляет интерес к их мнению. Кроме того, доход от налога на роскошь обещают пустить на социалку — для регионов актуальнее, чем для Москвы и Петербурга», — написал политолог на своем персональном сайте.
Однако по поводу конкретных параметров такого закона разгорелись споры.
Дискуссии вызвало уже само понятие «роскошь». Например, на Круглом столе в Воронеже большинство его участников решило, что роскошь — это то, что связано со сверхпотреблением или сверхэксплуатацией. Но как определить, что является «сверх»?
Например, при обсуждении налога на роскошь в Торгово-промышленной палате Татарстана, как и в других регионах, наиболее острые споры разгорелись вокруг налога на автомобили. «Предлагалось, что планкой будут дорогие авто ценой от 2–2,5 миллиона рублей. Мы обсуждали это с коллегами. Кто-то предложил взять за нижнюю планку 3 миллиона, — пояснил Михаил Делягин. — Но тут же возник вопрос: а как быть с внедорожниками? Хороший внедорожник столько и стоит. Ведь в некоторых регионах — это просто способ передвижения. Например, в Томске, Омске. Да, в Москве — это, пожалуй, скорее способ выделиться. Но там, где нет нормальных дорог, проехать можно лишь на внедорожнике».
Сейчас Минэкономразвития планирует облагать налогом на роскошь, в случае его ввода, только дорогие автомобили с большим объемом двигателя и недвижимость. Однако шкала налога пока не предложена. В 2010 году в Госдуму уже вносился подобный законопроект. Налог планировалось сделать ежегодным, дифференцированным и облагать им не только физические, но и юридические лица. За недвижимость стоимостью от 15 млн. рублей и автомобиль стоимостью от 2 млн. рублей предлагалось платить 1% в год, недвижимость стоимостью от 30 до 50 млн. рублей и автомобили от 20 до 50 млн. рублей — 3%, недвижимость и автомобили стоимостью выше 50 млн. — 5%. Ставка на драгметаллы и живопись — 1% при стоимости имущества от 300 тыс. до 3 млн. рублей, 3% — от 3 до 50 млн. и 5% — для ценностей дороже 50 млн. рублей.
Сегодня в ходе первых же дискуссий выяснилось, что большую проблему вызывает и список предметов налогообложения. Например, яхту и самолет можно перерегистрировать за рубежом. Недвижимость может оказаться опустевшим «семейным гнездом» на Тверской, в которой доживает век бедная пенсионерка. Картину или антиквариат можно спрятать от глаз налоговых инспекторов.
С другой стороны, те же предметы искусства могут быть инвестицией — и если на дивиденды от акций начисляется пониженный налог в 9%, то почему для инвестиций иного рода нужно вводить повышенный налог? А справедливо ли облагать налогом на роскошь и картины, спрятанные в особняке, и выставляемые для широкой публики?
Поднимались в дискуссиях и такие проблемы, как сохранения стимулов к потребительской активности, которая в современных условиях становится основным фактором экономического роста, и учета региональных особенностей. «Налог вводится не в фискальных целях, не для пополнения федерального бюджета. Об этом и Владимир Путин говорил. Он призван изменить мотивацию богатых людей. Надо чтобы человеку, который заработал себе миллион долларов, было выгодно открыть новый завод и платить за него налоги, чем купить за тот же миллион себе швейцарские часики и платить налог за них», — поясняет Михаил Делягин.