Как выяснилось из недавнего исследования фонда «Общественное мнение», именно Ксения Собчак является фактически лицом нынешней продвинутой оппозиции. Светская, а теперь еще, видимо, и политическая львица оказалась самой узнаваемой из оппозиционных трибунов декабрьских митингов: ее знают 82 процента опрошенных (притом что Явлинского знают 78 процентов, а Навального — так и вовсе 10). Словом, парадоксально, но эта самая Ксюша, как ее зовут в народе, при всех претензиях к власти на сегодня фактически не видит альтернативы Путину.
— Я человек рациональный, — признается она. — И призываю всех не устраивать охоту на ведьм и не устраивать мир по принципу черного и белого. И если выбор будет стоять: Зюганов или Путин, для меня это будет Путин, потому что я не хочу жить в коммунистической России, я не верю Зюганову, что он выполнит те требования, о которых говорит сейчас, и мы опять не погрузимся в еще большую серость и еще большую КПСС.
Похоже, что это не оговорка и не софистика, это — позиция. Разумеется, эксперты крайне оперативно отреагировали на «сигнал от Ксюши».
«Наиболее известный оппозиционер — Ксения Собчак — поддержала Путина, прямо заявив, что среди протестующих нет способных взять на себя управление государством», — констатировал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Пожалуй, он прав в оценке высказывания Ксении — ведь что для человека нейтрального было бы просто рациональной позицией, то же для оппозиционера — фактическая поддержка.
Итак, по словам Собчак, Путин для нее не является самым большим злом. Поэтому за немедленную отставку ВВП она не выступает. И отрицает, что когда-либо настаивала на этом.
— Я не ходила на митинг, который был посвящен теме «Путина в отставку», лично я, Ксения Собчак, пошла на митинг «За честные выборы», — утверждает она. — Я считаю, что между этими понятиями существует огромная разница. И оттого что у меня не было другой площадки высказать то, что я считала важным сказать, — и я это сказала, — это не значит, что у меня есть очень много общего с теми людьми, которые стояли со мной на этой сцене. И я это обозначила, я сказала, что среди лидеров несистемной оппозиции на сегодняшний момент я не видела человека, за которым бы мне хотелось пойти. Я как раз за эволюционный путь развития.
Собчак не воспринимает всерьез кандидатуру Алексея Навального как будущего президента страны:
— Я очень уважаю работу Алексея Навального, но вы понимаете, что такое госаппарат? Сколько людей профессиональных, знающих, в чем состоит эта система, нужны для ее работы? Эта система чавкнет любого человека, даже с такими прекрасными идеалами, как Навальный, за несколько месяцев. Потому что система всегда сильнее. Она была сильнее Ельцина, сильнее Ленина, сильнее любого царя — это огромная машина, которая чавкает и пожирает абсолютно все. Противостоять ей таким образом — это самое глупое, что может быть.
Проиграл Алексей Навальный Владимиру Путину в опросе, проведенном известным публицистом и писателем Сергеем Минаевым в его блоге. Вопрос был сформулирован так: «Кто, на ваш взгляд, смог бы профессионально управлять страной»?
В итоге победил Владимир Путин. Алексей Навальный же оказался на втором месте. Причем опрашивалась именно продвинутая и интернет-аудитория, то есть именно та, которая, как считается, выходила на Болотную площадь и на проспект Сахарова и у которой больше всего претензий к власти. Причем опрос был очевидно объективным, это доказывает именно присутствие Навального на втором месте — он, которого и родил Интернет, в принципе должен бы быть для участников опроса на первом месте. Однако и здесь отдали предпочтение Путину.
Сложно сказать, что именно двигало опрашиваемыми — любовь к Путину или элементарный прагматизм, когда заходит речь о реальном управлении страной. Однако очевидно, что, несмотря на все протесты, в качестве «генерального менеджера» державы даже потенциально протестная аудитория по здравом размышлении хочет сегодня видеть именно Путина.
И тут возникает справедливый вопрос: а есть вообще сегодня как таковая «несистемная оппозиция» или есть оформляющиеся (и, разумеется, они оформятся, сделаются стройными, появятся настоящие лидеры — просто не так скоро) настроения части общества, которое вовсе не рассчитывает всерьез на людей, которые выступают от имени этого общества на Болотной и Сахарова?
И, возможно, весь протестный электорат — те самые активные члены общества с гражданской позицией, выходившие на митинги 1 и 24 декабря, — все-таки отдаст голос за ВВП. Потому что эти люди — прагматики, а Путину действительно нет сегодня реальной альтернативы.