Здание Совета Евросоюза в Брюсселе огородили «противотанковыми ежами» с колючей проволокой. Так и Европа пока отгорожена от нас визами. На данный момент безвизовый режим с Польшей, напомним, введен только для Калининградской области. Но Москве этого мало: проблему с визами руководство РФ пытается решить с 2002 года, заявляя, что Россия со своей стороны откроет границу для европейцев «хоть завтра». В январе 2011-го глава МИД надеялся закрыть вопрос по безвизовому режиму в течение года. Однако на данный момент чиновники могут отчитаться только о «дорожной карте», которая еще не означает скорейшего открытия границ. Документ, не требующий подписания или ратификации, был утвержден Советом министров ЕС. Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов пояснил, что речь пока идет об отмене визового режима для краткосрочных поездок граждан на срок до 90 дней в течение шести месяцев. Однако при этом требование медицинской страховки сохранится.
Но и это нововведение — пока под вопросом. Путь к открытым границам предстоит нелегким: например, нам придется задуматься о безопасности документов — в частности ввести биометрические паспорта. Причем для их международного признания нужно внедрить в чипы отпечатки пальцев. Российские власти планируют начать выдавать загранпаспорта с «пальчиками» в следующем году — но только в порядке эксперимента. Среди других требований есть и куда менее выполнимые — например, борьба с коррупцией, которая у властей РФ откровенно не ладится.
Дипломаты поясняют, что после того, как документ будет выполнен, стороны смогут начать переговоры о переходе к безвизовому режиму. «Надеюсь, этот процесс растянется на месяцы, а не на годы», — говорит Чижов. Однако дело в том, что переход на безвизовый режим — мероприятие не техническое: даже если все шаги будут сделаны, без политического решения стран ЕС все равно не обойтись. Новым поводом отклонить российские предложения может стать ссылка на то, что в России нет демократических выборов. В пользу этого говорит поправка в резолюции по России, принятая в преддверии саммита Европарламентом в Страсбурге. Текст был дополнен призывом к «проведению новых свободных и честных выборов после регистрации всех оппозиционных партий».