Россия вступает в ВТО уже 18 лет. Столь долгие переговоры — мировой рекорд. Причин унизительного положения много. Всего не перечислишь. Но можно выделить две главные группы. С одной стороны, российская экономика считается одной из крупнейших в мире (входит в первую десятку стран с наибольшим ВВП), поэтому добиться снижения барьеров при входе на наш рынок товаров и услуг пожелали более 60 стран. С другой — российское руководство хотело сразу получить все выгоды от будущего членства в ВТО, неожиданно повышая при этом таможенные пошлины.
Однако к 2006 году основные барьеры на пути в ВТО были преодолены. В мае 2004 года двустороннее соглашение было подписано с ЕС, а в ноябре 2006-го — с США. Оставалось лишь завершить обсуждение доклада о торговом режиме России в рамках многосторонней группы в Женеве.
И тут все карты путает Грузия. Вначале она — в 2004 году — подписывает нужное соглашение. Но в июле 2006 года, когда в Петербурге открылся первый в России саммит «Большой восьмерки», правительство Саакашвили отзывает свою подпись. Что называется, вовремя. Владимир Путин воспринял этот демарш как пощечину — нельзя же портить праздник. В ответ «теневой министр иностранных дел» (как его потом назвали грузины) Геннадий Онищенко запретил ввоз в Россию грузинских вин и боржоми формально из-за их несоответствия российским санитарным нормам.
В принципе по правилам ВТО стать ее членом можно и не на основе консенсуса на одной из министерских конференций, а двумя третями голосов на заседании генсовета ВТО. Так вступил Эквадор.
Но для тандема такой вариант неприемлем — уподобляться одной из самых нищих латиноамериканских стран как-то позорно.
Поэтому компромисс с Грузией необходим. Но какой? Грузины, получив вечером 26 октября последний вариант соглашения с Россией от посредников-швейцарцев, поспешили заявить, что со всем согласны, а России эти предложения придется принять. Иначе не видать ВТО никогда. Россия взяла паузу. Ответ будет готов через неделю. Но какой?
Вряд ли Москва согласится на ключевое предложение — разместить на границах с Южной Осетией и Абхазией международных торговых наблюдателей. Тбилиси при этом спасает свое лицо, и Саакашвили не придется опять нервно жевать свой галстук. Но для России это унижение. Чужие наблюдатели на нашей территории? Мы что, Ливан какой-нибудь или та же Грузия?
Источники «МК», близкие к переговорному процессу, утверждают, что Россия не случайно взяла неделю на размышление. К делу привлечены опытные юристы, которые смогут так «перетрактовать» тезис о международных наблюдателях, что они на самом деле и не понадобятся. А грузинам взамен разрешат экспортировать в Россию вино и боржоми.
Как все окончательно разрешится, станет ясно 10 ноября, когда в Женеве пройдет последнее заседание рабочей группы по вступлению России в ВТО.