Одним из свежих примеров того, как на практике дискредитируется провозглашаемый руководством России курс на построение правового государства и верховенство закона, является недавняя история с арестом двух высокопоставленных полицейских из управления “К” МВД России Фарита Темиргалиева и его зама Михаила Куликова. Следственный комитет России, который расследует дело об организации подпольных казино в Подмосковье под покровительством высоких прокурорских чинов, ходатайствовал об аресте сотрудников полицейского управления в рамках заведенного на них уголовного дела о взятке. По версии СК, Темиргалиев и Куликов в прошлом году якобы взяли 75 тыс. долларов от организатора нелегального игорного бизнеса Ивана Назарова за молчание. Возможно, причастность к громкому делу сотрудников МВД обнаружилась только в этом году, да и то после того, как об этом случайно вспомнил находящийся под следствием экс-чиновник Мособлпрокуратуры Дмитрий Урумов.
Факт передачи денег полицейским документально не зафиксирован, обвинение строится на словах Урумова. Поэтому адвокаты Темиргалиева и Куликова в один голос заявляют, что дело против их подзащитных возбуждено незаконно, т. к. нельзя считать достаточным основанием ничем не подтвержденное заявление одного человека. Других доказательств следствие так и не представило ни адвокатам, ни Басманному суду, который в начале июня рассматривал ходатайство СК. Более того, в тот же день Генпрокуратура РФ закрыла дело Темиргалиева и Куликова, видимо, также посчитав обвинение безосновательным.
“Если отменено постановление о возбуждении уголовного дела — значит, нет уголовного дела, нет уголовного преследования, — рассуждает адвокат Темиргалиева Валерий Степанов. — Поэтому все действия после этого не имеют юридического смысла”. Но если вспомнить слова Манон Шик, то наше правосудие нередко с легкостью находит смысл даже там, где его нет. Прямо после перерыва в заседании суда вдруг обнаружилось, что Темиргалиев и Куликов больше не проходят по делу о взятке (оно ведь было закрыто), но тут же стали фигурантами основного дела, по которому обвиняются Иван Назаров, его подельники и крышевавшие их бизнес прокуроры.
Такого, призналась адвокат Куликова Елена Васильева, в ее практике еще не было, поскольку “присоединение уголовного дела в отношении Куликова и Темиргалиева к основному, по которому они не проходили даже свидетелями, является незаконным”. Вероятно, Басманный суд нашел какой-то неизвестный юристам закон и арестовал полицейских до 4 июля этого года, с чем защитники обвиняемых, естественно, согласиться не смогли и подали жалобу на решение суда.
Но главное, что беспокоит адвокатов, — то, что Басманным судом создан опасный прецедент: теперь любого гражданина можно посадить за решетку по любому огульному обвинению. Это, по их мнению, отбрасывает современную юридическую систему в 1937 год, когда людей арестовывали списками по наговору и без доказательств вины. Сегодня страхи, которые испытывали современники тех событий, могут вернуться. Любой из нас рискует уже завтра оказаться на месте подозреваемого в преступлении, к которому его “присоединили” за неимением реальных оснований. А это даст еще один повод для критики российской власти со стороны мирового сообщества.