Операция, обозначенная в плане строительства как “надвижка пролетного строения моста через реку Ахтуба”, началась 7 апреля без обычного в таких случаях праздничного шума. Возведение второго пускового комплекса волгоградского моста, длина которого, без учета транспортных развязок, составляет шесть с половиной километров, после длительной паузы начато по инициативе местной власти, и за счет местного же бюджета. В соответствии с оптимистичными прогнозами волгоградской областной администрации, строительство предполагается закончить к 2013 году. Стоимость проекта — около 16 миллиардов рублей, из которых освоено три миллиарда. Региональные власти надеются, что волгоградский мост по-прежнему является одним из приоритетных объектов на федеральном уровне. А потому в следующем году рассчитывают на помощь федеральной казны. По данным администрации Волгоградской области, глава правительства уже поручил министру транспорта рассмотреть возможность возобновления финансирования второй очереди проекта. Правда, в прошлом году подобного рода сотрудничество закончилось грандиозным скандалом: мост, выстроенный под эгидой ведомства Игоря Левитина, в буквальном смысле того слова “затанцевал”, едва не сбросив в реку проезжающий по нему автотранспорт.
Кадры, снятые любительской видеокамерой 20 мая 2010 года, обошли все новостные агентства мира. Асфальтовое покрытие нового моста через Волгу в буквальном смысле уходит из-под колес автомобилей: амплитуда колебаний дорожного полотна, судя по видеозаписи, достигала почти метра. Как писали местные газеты, “…по огромной железобетонной махине бежали волны, словно по воде. Некоторые водители, застигнутые этим явлением посреди моста, включали аварийки и выходили из машин, другие выруливали на встречку и на большой скорости мчались на “твердую землю””. Объект, который совсем недавно с помпой был принят в эксплуатацию, оцепили военные и милицейские подразделения. Повторный пуск моста, строительство которого продолжалось более 12 лет, состоялся только после тщательной технической экспертизы. Вторая очередь строительства была фактически заморожена. Свое решение федеральные власти мотивировали не только выявленными техническими огрехами проекта. Ревизия, проведенная специалистами Счетной палаты, выявила финансовые нарушения на 152 миллиона рублей и необоснованное удорожание проекта на 1,5 миллиарда. По словам главы СП Сергея Степашина, при таком подходе к строительству мост только чудом не разрушился. Тем не менее по итогам проверки среди руководства Минтранса так никого и не наказали.
Спасителем невезучего моста стала администрация Волгоградской области. В ходе трудных переговоров местным чиновникам удалось убедить правительство в целесообразности продолжения, пусть и скромными темпами, возведения объекта. Парадоксальная ситуация, когда региональные власти были вынуждены упрашивать чиновников Минтранса продолжить строительство, причем на свои деньги, разрешилась только благодаря особой позиции премьера. Вопрос консервации строительства второй очереди проекта, который лоббировало руководство дорожного ведомства, был снят с повестки дня, вероятно, из-за своей потенциальной коррупционности. По предварительным оценкам специалистов, разработка проектно-сметной документации, снятие всей техники и проектов производства работ, защита металлических и бетонных конструкций обошлись бы не менее, чем в полмиллиарда рублей. А распоряжались бы этими деньгами, скорее всего, те же чиновники транспортного ведомства, что фигурировали в отчете Счетной палаты о многомиллионных финансовых нарушениях.
Отчасти именно по этой причине нынешнюю схему возобновления работ по строительству волгоградского моста можно назвать оптимальной. Как отмечают российские деловые издания, финансовые потоки Министерства транспорта трудно назвать прозрачными. К тому же реакция руководства этого ведомства на очередной коррупционный скандал, по большей части, ограничивается замалчиванием. Более того, Минтранс, как это видно на примере волгоградского моста, похоже, не горит желанием заняться исправлением прежних ошибок. Тем временем, не считая конфуза с “танцующим мостом”, Минтранс Левитина стал участником минимум 25 резонансных инцидентов, включая транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, митинги моряков на Дальнем Востоке, скандал вокруг строительства трассы через Химкинский лес, предновогодние проблемы в столичных аэропортах. Провал нового затратного начинания на этом фоне прошел бы незамеченным. А потому непосредственный контроль за строительством со стороны региональной власти поможет не только правильно использовать выделенные средства, но и станет достаточной гарантией отсутствия у нового моста склонности к опасным “танцам”.