— Когда я учился в школе, — начал президент, — я был одним из немногих, кто пошел в гуманитарный вуз. Подавляющее большинство моих товарищей шли в технические вузы. С тех пор многое изменилось. В 2010 году на инженерных специальностях учат лишь треть всех наших вузов — 555 по России. Некоторое время назад я решил уделять инженерному образованию особое внимание. Расскажите, что вы думаете о текущей ситуации…
Участники встречи с ходу предложили освободить от налогов молодых инженеров. А заодно и подготовившие их национальные университеты. А сэкономленные средства перенаправить на строительство поблизости от вузов жилья для молодых преподавателей.
— Я не волшебник и не Дед Мороз, — ответил ДАМ. — Конечно, было бы хорошо, если бы я сказал: какие проблемы, давайте документы! Создать налоговые каникулы для выпускников вузов невозможно — этого нет нигде в мире. Причем у нас налог всего 13% — самый низкий. Однако некоторые послабления можно сделать. Завтра мы к этому вернемся на заседании комиссии по модернизации.
Что же касается выделения площадей для жилья преподавателей, эту мысль президент одобрил.
— Идея хорошая! Но надо приложить энергию — выйти с инициативой, чтобы губернаторы рассмотрели вопрос о создании компактных поселений для молодых преподавателей: ведь у Минобрнауки земли нет. Готовьте бумагу! Андрей Александрович, — слышите меня? — обратился Медведев к Фурсенко. — Давайте попробуем запустить такой проект по стране. Но только так, чтобы молодые преподаватели потом эту землю не перепродавали с выгодой.
Одновременно ДАМ пообещал решить вопрос с общежитиями.
— Согласен, что в общежитиях заниматься наукой нельзя. В студенческие годы я часто бывал у товарищей в общежитии — отдыхал там в самом широком смысле слова, — признался он. — Это зрелище не для слабонервных, я всегда думал: а как же они там учатся? По-настоящему каждый университет должен иметь свой кампус. Но строить их придется не только за счет госсредств, но и за счет университета. Поэтому в каждом вузе должен быть план развития, одобренный Минобрнауки. Надо соединить деньги университета и федеральное финансирование. Заниматься этим мы будем!
— Новый мэр Москвы заморозил программу субсидий на закупку основных средств малых предприятий, созданных молодыми учеными, — пожаловались главе государства аспиранты МИСиС. — Нельзя ли профинансировать это на федеральном уровне?
— На федеральном уровне считаю это неправильным, — ответил ДАМ. — Федеральный бюджет на это расходовать не стоит, это должны делать регионы. Но Собянину я обязательно скажу, — пообещал он.
Частично поддержал Верховный главнокомандующий и предложение предоставлять отсрочки от армии выпускникам техникумов, решившим поступать в вузы: “Всякая отсрочка для Вооруженных сил — большая проблема: мне и так регулярно приходится отбивать студентов. Конечно, плохо рвать на части образование: человек должен служить либо до, либо после учебы. Что же касается студентов техникумов, то думаю так: если выпускник техникума поступает в университет, прерывать его образовательную траекторию не надо. Остальных освободить будет сложно”.
Тут выяснилось, чего не хватает нашему инженерному образованию: выпуска инженеров-технологов и реальной практики.
— Нужно обучение на реальных процессах в течение семестра, а не месячная практика, как у нас, — подсказали представители металлургических вузов. — Ребята должны учиться на заводах!
— Эта система работы самая правильная! — согласился Медведев. — Не практика один раз в год, а каждый день ходить на предприятия, где они потом будут работать! Мы, конечно, не можем привязать каждого инженера к определенному предприятию. Но университет должен к этому стремиться, а не только рассказывать о теории с кафедр.
При этом давно пора обновить и перечень инженерных специальностей, признал ДАМ.
— Их система подлежит немедленной актуализации: есть масса специальностей, которых у нас нет. Я завтра на комиссии скажу, чтобы провели ревизию: сверили список имеющихся специальностей с теми, которые нужны, но это должен быть постоянный процесс: обмен информацией между образованием и экономикой.
Под конец заговорили о личном.
— Дмитрий Анатольевич, а кем бы вы хотели, чтобы стал ваш сын, — поинтересовались казанские технологи, — гуманитарием или технарем?
— Отвечу кратко: пусть сам решает. Давить не буду! Учиться надо ради будущего, а не ради родителей, — ответил отец.
— А какую-нибудь смешную историю из своей жизни расскажете? — поинтересовались студенты.
И президент поведал о том, как, будучи аспирантом, принимал зачет. Студентка, которая получила отметку после долгих мучений, вышла из аудитории. А потом приоткрыла дверь, и, заглянув туда снова, при полном стечении народа призналась Медведеву: “Я тебя люблю!” Тогдашний аспирант, по его словам, готов был от стыда провалиться под землю: “Нет бы ей хотя бы сказать: “Я вас люблю”, — пояснил он…