- Клубу предстоит непривычно долгий насыщенный сезон. Какие-нибудь особенные ощущения в связи с этим присутствуют?
- Ничего такого, что не испытывал перед началом любого сезона. Разве что настораживает неопределенность по многим вопросам в организации чемпионата в целом. Долго не утверждали регламент, календарь, беспокоит и ситуация с бюджетными клубами. Но надеюсь, что руководство российского футбола готово к подобным проблемам, и нам удастся избежать ненужных переносов, замен команд и т.д. А к тому, что сезон будет длиться не год, а полтора, мы подготовились, достаточно было времени.
- Насколько удачным вам видится полуторагодичный формат? Не лучше ли было пойти по стопам соседей-украинцев и провести сначала полугодовой чемпионат, а потом сразу перейти на систему «осень-весна»?
- В этом случае мы получили бы слишком длинную паузу между сезонами, а это не очень хорошо ни для болельщиков, ни для спортсменов, ни для футбола в целом. Поэтому выбрали оптимальную, на мой взгляд, форму — полтора года. Тем более нас ожидает безумно интересный третий круг, ради которого стоило придумать именно такой длинный сезон. Когда и соперники примерно равные, соответственно и матчи зрелищные. А отсюда и всплеск зрительского интереса, и повышение доходов клубов.
- ЦСКА в этом году отмечает свое столетие. Не обидно, что чемпионом стать в 2011-м не удастся, просто потому, что чемпион не будет определен?
- Нет, не обидно. Ведь можно выиграть так называемую регулярную часть чемпионата. И другие трофеи в России есть. Суперкубок, правда, уже упустили, проиграв «Зениту». Но остается Кубок страны, где в следующей стадии снова встречаемся с питерцами...
- Год столетия будет особенным? Какие приятные сюрпризы готовите для болельщиков?
- Масса идей. Масса! Уже не раз говорили о том, что программки на каждом матче будут иметь ретро-дизайн, в них будет сообщаться об истории клуба. Разрабатываем мы и ретро-форму, и если удастся договориться с футбольными властями, несколько матчей команда сыграет в ней. Но это, конечно, касается только внутреннего чемпионата, в еврокубках форма заявляется заранее. Много и других планов, правда, ничего особенно помпезного затевать не собираемся — никаких матчей суперзвезд, сборную Бразилии тоже приглашать не будем... Какой-нибудь специальный турнир или матч провести, конечно, хочется, но пока смущает очень плотный календарь.
* * *
- В этом году очень не повезло с погодой, морозы стояли жуткие и никаких плюсов российским клубам они не принесли — все наши команды зимой дома сыграли гораздо хуже, чем на выезде. Была возможность эту ситуацию предвидеть и сыграть на юге, как было в тот год, когда ЦСКА выиграл Кубок УЕФА?
- Мы озадачились этим вопросом еще в ноябре. Уведомили УЕФА, что в качестве резервного мы выбираем стадион в Краснодаре. Но к нашему удивлению, спустя почти три месяца, только в феврале нам сообщили, что стадион не соответствует требованиям. Причем, даже не указали, в чем именно. Недостаточное ли количество мест в ложе прессы? Плохое ли освещение? Просто отказали, и все. И, честно признаюсь, сильно нас этим решением удивили. Иногда в рамках Лиги Европы мы играем таких стадионах — мама не горюй! Например, в Палермо не поле было, а огород...
Узнай мы об этом решении раньше, конечно, стали бы искать другие варианты, арену во Владикавказе, например, или в Ростове. Но потом уже узнали из прессы, что «Рубин» пытался предоставить их в качестве резервных, но им тоже отказали.
- А если смотреть в будущее, то как выходить из положения в таких случаях? Будет ли ЦСКА помогать переделывать какие-то стадионы, чтобы была возможность играть на них зимой?
- Кто бы нам помог в строительстве стадиона! Нет, конечно, помогать мы никому не будем. Разве что советом. Но насколько я знаю, намечена реконструкция краснодарской арены, ведь сейчас от города в премьер-лиге играют два клуба. И после переделки на этом поле можно будет проводить и еврокубковые встречи, и матчи сборной России. Потому что в таких условиях, в которых мы выходили на поле в Москве с ПАОКом, конечно, играть невозможно. Я удивляюсь, как никто из футболистов воспаления легких не получил.
- Кариока из «Спартака» так прямо и заявил, чтобы в холод его Карпин в состав не ставил. В ЦСКА никто не пытался таким образом соскочить?
- У нас такое исключено. В команде один за всех и все за одного. Помню, после матча в Перми с «Амкаром» в конце прошлого сезона иностранцы наши шутили, что это бы самый холодный день в их жизни. Но вот, в феврале выяснилось, что тогда были еще цветочки. В Перми просто снежно очень было, все поле белое, а температура опустилась не ниже 6-7 градусов. А потом их ждали все минус 15, а то и ниже.
При таком морозе, конечно, и болельщикам было очень трудно, и мы тем более им благодарны, что они пришли нас поддержать. Было 10 с половиной тысяч. А это очень хороший показатель при таких погодных условиях и при том, что соперник был не самый именитый. Но поддержку мы слышали, она помогала. Хотя, конечно, всегда хочется, чтобы болельщиков было больше.
- Раз уж заговорили о посещаемости, то расскажите, какие шаги предпринимает клуб для привлечения людей на стадионы? Ведь проблема существует. Даже топ-матч со «Спартаком» не собрал в Химках аншлага, что уж говорить о том, чтобы заполнить «Лужники».
- Если брать ситуацию с Химками, то тут все на поверхности. Все знают, с какими трудностями сталкиваются люди, желающие проехать по Ленинградскому шоссе. Я сам часто, выезжая за два часа до игры, при том, что от офиса ЦСКА до стадиона всего ничего, добирался только ко второму тайму. Мы делали и бесплатные электрички для болельщиков, но они тоже не могут вместить всех. Но ведь посещаемость падает не только у нас, но и в целом по стране. Посмотрите, что творится в Казани! Единственная команда на всю республику в премьер-лиге, экс-чемпион страны, участник Лиги чемпионов. И полупустая арена. Похожая ситуация и в Самаре. Нами на пять лет была разработана специальная программа по работе с болельщиками. Это и акции различные, когда вход на стадион делался бесплатным. Плотно работаем с общеобразовательными школами, где на стендах висят фотографии футболистов ЦСКА, информация об истории клуба... Будем продолжать сотрудничать и с правоохранительными органами. Недавно прошла встреча с главой столичного ГУВД Владимиром Колокольцевым. Мы настаиваем на том, чтобы милиция, вернее, уже полиция располагалась за стадионом на случай форс-мажорных обстоятельств. На секторах должны работать стюарды, которые знают, как общаться с болельщиками.
* * *
- Насколько часто приходится сталкиваться с непониманием в лице правоохранительных органов?
- Достаточно часто. В Химках, например, была любопытная история. Долгое время мы не могли согласовать с ними возможность проноса на трибуну чая в пластиковых стаканах. Нам говорили, что они могут быть использованы в качестве метательного оружия. Абсурд! Тогда и мобильные телефоны давайте отбирать, они-то представляют гораздо большую угрозу в этом смысле. Или матч с «Шинником» недавний в Кубке России возьмем. Стадион «Лужники», порядка 5 тысяч болельщиков. Мороз минус 13. Но наших болельщиков почему-то после игры решили подержать на секторе. Зачем? Оказывается, по требованиям безопасности. Какой безопасности?!! Это «Шинник», это не «Спартак»! Но надо отдать должное, сейчас полиция начинает понимать, что надо менять отношение к посетителям матчей, и не чесать всех под одну гребенку.
- В этом году посещаемость вырастет, как думаете?
- Практически уверен в этом. Во-первых, потому что переехали до лета и с сентября будем играть в «Лужниках», и проблема с пробками на Ленинградке отпадет. Во-вторых, предстоит очень много матчей и в Еврокубках, и в чемпионате страны, и в Кубке России.
- Если проведение матчей в «Лужниках» помогает частично решить проблему посещаемости, то так ли уж нужно переезжать на лето снова в Химки?
- Мы вынуждены будем на это пойти ради футболистов. В жару очень тяжело играть на синтетике. Но на арене «Химки» мы проведем всего пять-шесть матчей, а в сентябре снова вернемся в «Лужники». И волею календаря получилось, что наиболее интересные матчи состоятся именно там. А к следующему чемпионату рассчитываем уже получить свой стадион.
- Тот срок, который определил на постройку арены Евгений Гинер — 18 месяцев, реален?
Да, реален. Другое дело, что нельзя забывать специфику нашей страны, возможны разные форс-мажорные обстоятельства, катаклизмы... Но мы будем к этому сроку стремиться.
* * *
- ЦСКА в это трансферное окно громких покупок не сделал, снизил свою активность на рынке и «Зенит». С чем это связано? С тем, что уже перестроились на систему осень-весна и основные селекционные работы будут проводиться летом, как и в Европе? Или просто сильных игроков нет пока?
- Селекционеры наши работают постоянно, и если бы появился перспективный молодой футболист на горизонте, то, конечно, мы бы приобрели, пусть и не в основу. А что касается усиления состава, то просто незачем. В команде собраны 23 высококлассных футболиста, 16 из которых регулярно вызываются в различные сборные далеко не последних футбольных стран. Практически на каждую позицию претендует по два, а то и по три игрока. По принципу собаки на сене мы не работаем — просто набрать, потому что плохо лежит. Не собираемся и участвовать в гонке бюджетов и кошельков. Сейчас у нас даже на скамейку не всегда попадают те, кто считает себя достойным, и для тренерского штаба это сильная головная боль. Если мы будем еще больше повышать конкуренцию, то это отрицательно скажется на здоровом микроклимате в команде.
- Сейчас у армейцев травмированы все фланговые игроки. Замены бы не помешали...
- Ну кто же знал, что такое случиться? Может, это знак свыше, что нужно немного изменить тактическую схему? Хотя и прежней мы были довольны. Нет, застраховаться от таких ситуаций все равно нельзя.
- Помнится, вы или Евгений Леннорович говорили, что для ЦСКА 8 млн евро — это предел, выше которого игроки покупаться не будут. Не ошибаемся?
- Не совсем так. Тогда я сказал, что 8 млн евро — это самый дорогой трансфер ЦСКА, и считаю, что для российского чемпионата это предельная сумма, некая красная линия. Не снимают же на «Мосфильме» кино стоимостью 300 млн долларов, как это делают в Голливуде. Потому что и рынок другой, и не окупится никогда. То же самое и здесь. Можно, конечно, удивить весь мир, пригласить европейскую звезду, но зачем? Только для того, чтобы показать, что мы это можем сделать? Кроме того, это вовсе не гарантирует успеха, и примеров тому предостаточно. Мадридский «Реал», например, проводил весьма агрессивную трансферную политику, но при этом не может добиться желаемого результата.
- Да и потом, всегда хочется видеть побольше своих игроков составе. В связи с этим, насколько сейчас увеличились вложения в вашу футбольную школу и насколько на нее делается ставка?
- Когда 10 лет назад Евгений Леннорович пришел в ЦСКА, первое, с чего он начал — это детская школа. Тренировались тогда ребята на гаревых полях, играли чуть ли не волейбольными мячами, никакой клубной экипировки и в помине не было. Шаг за шагом мы все перестраивали, на теперь потихоньку это дает результаты. Конечно, хочется большего. В идеале, каждый год, один-два человека из нашей футбольной академии должны переходить в первую команду, пусть не в основной состав, пусть на скамеечку... Но сейчас у футболистов ЦСКА такой высокий уровень, что трудно выдерживать конкуренцию. В этому году мы немного изменили структуру подготовки резерва. Пригласили специалиста из Аргентины, который на протяжении многих лет руководил академией «Боко Хуниорс», пополнились другими хорошими тренерами. В частности, в команду 94-го года рождения был приглашен специалист, признанный лучшим в прошлом году, это Анатолий Дутов из школы «Сатурна». У нас очень много талантливых ребят. Другое дело, что в России вообще какая-то парадоксальная ситуация с молодыми футболистами. За последние несколько лет и назвать некого, кроме Дзагоева да Щенникова. Что происходит с ребятами на определенном этапе? Никто не может ответить на этот вопрос. Подают надежды ,а потом теряются. Яркий пример, сборная 89-го года рождения, чемпионы Европы. Не заиграл ведь ни один футболист! Или возьмем Тольяттинскую академию Коноплева. Самая лучшая футбольная школа страны, и с точки зрения инфраструктуры, и отношения руководства, и финансировании. А почти за 10 лет работы никого, кроме опять же Дзагоева не вспомнить. Об этом даже с Гусом Хиддинком беседовали в свое время. Он считает, что у нас недостаточно юношеских турниров. Слишком рано выпускники наших школ попадают в большой футбол. В той же Голландии, с его слов, проводится отдельное первенство для каждой возрастной категории. Может, в этом дело? Я не знаю. Думаю, что руководству российского футбола стоит обратить внимание на эту проблему.
* * *
- Вы упомянули Дзагоева... Вас, как одного из руководителей клуба, не беспокоит ситуация, что игрок основного состава сборной так редко попадает в основу ЦСКА?
- Смотря, что называть не слишком часто. Мы специально статистику изучили, и он в прошлом сезоне сыграл в 60% матчей в стартовом составе. Это очень хороший показатель при такой жесточайшей конкуренции. Да, когда-то он был определяющим игроком на поле. Но тогда у нас была совершенно другая команда с точки зрения линии атаки, при которой Дзагоеву сложно себя проявить. Ему гораздо проще играть с одним нападающим. Но думаю, что Алан с этим достойно справляется, а шансы ему будут предоставляться. Будет сильнее Хонды, выйдет на поле, а Хонда, пусть он и лучший игрок Азии, и самый великий японец всех времен и народов, как сейчас его воспринимают на родине, сядет на лавку.
- Кем-нибудь из игроков ЦСКА сейчас интересуются из-за границы?
- Честно, в это межсезонье мы не получили конкретных предложений ни по одному из наших футболистов, хотя звонков было много, и по Хонде, и по Акинфееву, и по Вагнеру. Это не было для нас сюрпризом. В зимнее окно европейские клубы ведут себя менее активно, чем в летнее. И потом ЦСКА регулярно участвует в еврокубках и все футболисты заиграны, и они не смогли бы помочь своим новым командам. К тому же, уровень наших ребят настолько высок, что потянуть и трансферную стоимость, и зарплату, и амбиции могут потянуть разве что 7-8 европейских топ-клубов.