МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Москва дошла до конца кольца

Столица возвращается к радиальной системе планирования магистралей

Вокруг города будет создан специальный грузовой пояс, где сосредоточатся складские и таможенные терминалы. Варшавское шоссе станет экспериментальной трассой, на которой воплотят все технологические новшества. А новых колец в городе не будет. Эти и другие решения были озвучены вчера в ходе обсуждения программы развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года.

Фото: Михаил Ковалев

— Я искренне надеюсь, что в ходе пересмотра градостроительной политики в городе мы откажемся от дальнейшего строительства “колец Сатурна”, — высказался научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — У прежнего руководства города были идеи по организации одностороннего движения по Садовому кольцу в расчете на оптимизацию дорожного движения в центре города. Сегодня от этой задумки, к счастью, отказались.

В долгосрочной транспортной программе есть не менее масштабные проекты: Южная и Северная рокады, южный и северный дублеры Кутузовского проспекта, дублеры Волгоградского проспекта и Дмитровского шоссе. “Эти магистрали присутствовали в ныне утвержденном генплане Москвы, — рассказывает ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, к.т.н., член экспертной комиссии по генплану Москвы Александр Стрельников. — Новость заключается именно в объявленных намерениях руководства города найти источники финансирования. В 1970-х годах проект генплана содержал концепцию хорд, связывающих периферийные районы между собой касательно к зоне центра города, образуя тем самым подобие кольца. Новая концепция свелась к завершению радиально-кольцевой структуры. Многие, в том числе и я, сожалели об отказе от хорд. Сейчас, повторив расчеты, я начал сомневаться в спасительных свойствах хорд. Пример — анализ Южной рокады”. (см. схему)

Специалисты сомневаются в необходимости строительства в Москве Южной рокады. На схеме, полученной коллективом Института системного анализа РАН, явно виден значительный прирост ожидаемых автомобильных потоков по обновленной трассе. Правда, несколько снижается нагрузка на МКАД. Но при этом ухудшается движение в центре города.

— Москве не нужны необычные или одиозные проекты, — продолжает Блинкин. — Транспортное планирование — очень рутинная наука с богатым эмпирическим опытом (автомобили живут в городах уже 100 лет). Есть реальный опыт городов, “удобных для жизни”. Умные корейцы просто перевели английские и немецкие учебники. Теперь перенаселенный Сеул двигается лучше Москвы. Умные бразильцы сделали то же самое.

А в Массачусетском технологическом институте действуют смарт-сити-кары — маленькие двухместные автомобильчики с электрическим движком. Поворотная тележка устроена таким образом, что припарковаться можно с любой стороны — хоть задом, хоть боком. Но главное, что эти автомобили не являются частной собственностью. Любой человек может сесть в сити-кар, доехать до нужного места и оставить на специальной парковке. Такая система, как утверждают эксперты, может появиться в североамериканских городках со дня на день.

— Москвичей это счастье вряд ли ожидает. У нас даже в супермаркетах тележки воруют, — комментирует Блинкин. — Нам хотя бы перенять германский опыт — объединение и координация метрополитена, электричек и трамвая.

— В первую очередь нужно развивать систему общественного транспорта, — соглашается начальник Центра телеавтоматического управления движением транспорта УГИБДД Игорь Королев. — Так, в самое ближайшее время на всем протяжении Варшавского шоссе планируется расширить съезды, построить карманы для остановок и организовать выделенные полосы для автобусов.

Но непонятно, где будут разворачиваться автобусы, если им предоставят преимущество в движении. Не строить же разворотные круги посреди Садового кольца? А отправлять автобусы в узкие переулки тоже невыгодно — там пробки и никакого приоритетного движения.

Программу надо дорабатывать — это очевидно. Как заявил мэр города, должны быть уточнены и данные по пропуску в столицу грузового транспорта: “В последнее время резко возросло количество грузовых перевозок, причем не только в Москве, чуть ли не на 40%”.

— Ограничить движение грузовиков можно хоть сегодня — но тогда торговый чек подорожает минимум на 5%, — говорит Блинкин. — Нужен взвешенный подход. Сначала — построить отстойники за МКАД. Дальше начинается вопрос сложных переговоров с торговым бизнесом. Решат ли власти эту проблему?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах